Архив номеров

Художников Юрия и Нину Воронову знают не только на Вологодской земле, но и далеко за ее пределами. Канада, Китай, Норвегия, Доминиканская республика, Германия, Италия… Но Вологодчина, светлая, северная, с бескрайними полями и голубыми озерами, остается для них любимым краем.

Надежда Форостян

Юрий и Нина Вороновы в Норвегии. Фото из семейного архиваХудожников Юрия и Нину Воронову знают не только на Вологодской земле, но и далеко за ее пределами. Канада, Китай, Норвегия, Доминиканская республика, Германия, Италия… Сами Вороновы признаются: «цыганская» жизнь с вереницей открытий давно пришлась им по душе, но Вологодчина, светлая, северная, с бескрайними полями и голубыми озерами, навсегда останется для них любимым краем.

2013 год для семьи Вороновых оказался богатым на события: в областной картинной галерее работала юбилейная выставка Нины Лиджиновны «Новому дню», покорившая вологжан буйством красок и эмоциональным содержанием. И в это же время в редакционно-издательском центре Международного Пушкинского фонда «Классика» вышло собрание сочинений Анны Ахматовой, где впервые собрана обширная галерея иллюстраций к произведениям поэта, в том числе графические работы Юрия Воронова.Юрий Воронов. Иллюстрация к сборнику стихотворений А. Ахматовой (1991). Фото с сайта flickr.com

Итак, новые герои нашей рубрики «Семья в культурном пространстве» – вологодские художники Юрий и Нина Вороновы.

Юрий Александрович – один из ведущих российских мастеров живописи и графики, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств, член Союза художников России, лауреат премии Вологодского комсомола им. А.Я.Яшина и Государственной премии Вологодской области.

Нина Лиджиновна – художник-модельер, участница областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок.

Юрий Воронов: «Я увидел в ней родного человека, с которым хочу прожить всю жизнь…»

Москва, 1980 год. В аэропорту «Быково» юная красивая студентка Московского текстильного института Нина Казанкина встречает подругу Валю Буратаеву. Неожиданно к ней подходит незнакомый, но очень обаятельный молодой человек:

– Девушка, выходите за меня замуж!

– Как? Так сразу?..

Потом выяснилось, что Юрий тоже «служитель» искусства – студент Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова.Юрий и Нина в общежитии Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. 1981 год. Фото из семейного архива

«Я увидел в ней родного человека, с которым хочу прожить всю жизнь», – признается Юрий Александрович.

В тот день Нина, удивленная и смущенная, дождавшись подругу, уехала с ней в общежитие текстильного института. Весь вечер они не могли наговориться, делились переживаниями, обсуждали последние новости.

Утром в дверь постучались... Это был Юрий со своим другом. Он радостно объявил: «Просыпайтесь, одевайтесь! Мы едем завтракать в ресторан!»

 

«Тихая моя родинаНина и Юрий. 1981 год. Фото из семейного архива…»

Свадьбу сыграли в Вологде, после того как Юрий отслужил в армии. К слову сказать, когда юная калмычка Нина приехала на родину своего мужа, «местный говорок» был ей не совсем понятен.

«Поначалу я с трудом привыкала к бабушкиной речи, которая, например, слово «худо» употребляла в значении «плохо». А мне всегда было обидно: раз я худая, значит, плохая», – с улыбкой рассказывает Нина Лиджиновна.

Спустя годы Нина полюбила и вологодскую напевную речь, и самобытную культуру края: «До встречи с Юрой я даже не знала об этом старинном русском городе, а сейчас это моя родина. Я всецело ощущаю себя вологжанкой. Люблю нашу старорусскую архитектуру, северный народный костюм, русские народные сказки. Это все теперь такое близкое и родное».

Вологда стала для ВороЮрий Воронов с мамой Августой Васильевной и сыном Сашей на театральном фестивале Голоса истории. 1995 год. Фото из семейного архивановых надежным причалом. Здесь их дом, здесь родились и выросли их дети – Александр и Гиляна. Ребята окончили художественную школу, которую Геля героически умудрялась совмещать с музыкальной. В настоящее время дочка – выпускница Текстильного института им. А.Н. Косыгина Московского государственного университета дизайна и технологии – окончила аспирантуру МГАХИ имени В.И. Сурикова, работает в мастерской в Москве, занимается станковой живописью. В 2008 году Гиляна вместе с мамой показали свои работы на «Модной выставке» в арт-галерее «Красный мост» в Вологде.

Сын Александр окончил архитектурный факультет Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. За дипломную работу – проект Музея космонавтики – ему вручил медаль Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Сейчас младший Воронов живет в Москве и работает по профессии.Юрий Воронов. Есть музыка над нами (2011). Фото с сайта flickr.com

В творчестве Вороновых ощущается глубокий интерес к Вологодчине и ее жителям – с этим, наверное, согласятся все, кто видел их картины. У Нины Лиджиновны это, например, полюбившиеся вологодскому зрителю «Леди из Лосты» и «Горожанки»… У Юрия Александровича – проникнутые любовью к малой родине пейзажи с изображением Спасо-Каменного Преображенского монастыря, Белозерского края, Великого Устюга… На его картинах «Говорит Вологда. Доброе утро, товарищи» (1987) и «Есть музыка над нами» (2011) – лица известных вологжан.

«А как же иначе, это наша родина», – улыбаясь, говорит Юрий Воронов. Мастер смотрит на русскую провинциальную жизнь не глазами равнодушного созерцателя, а сердцем художника-патриота: ведь здесь, на Вологодской земле, он родился и вырос, здесь жили его деды и прадеды. Отец строил Вологодский подшипниковый завод и работал там слесарем. Мама трудилась в Вологде на почте, а в юности была диктором на радио в Тарноге. 9 мая 1945 года она в эфире объявила землякам о Победе в Великой Отечественной войне. «СЮрий Воронов. Никола Зимний (1990). Фото с сайта flickr.comейчас мама каждое утро печет нам пирожки и блины», – с нежностью добавил Юрий Александрович. Любимая бабушка-кружевница из деревни Степаново Кирилловского района вдохновила его на создание картины «Бабушка устала». Не она ли передала свои художественные способности внуку?..

Грустные размышления художника о судьбе русской деревни отразила картина «Зимняя элегия» (1998). В какой-то изначальной простоте предстают на этом полотне уходящие из обихода предметы крестьянского быта, которые в творчестве Юрия Воронова опоэтизированы и символичны. Самовар, рушник, лапти, чугунок, резная дуга разбросаны на белом снегу, а впереди – ангел на коленях перед Иисусом Христом… «Все проходит, все изменяется. Это диалектика жизни», – задумчиво говорит о картине супруга художника.

Философское произведение «Никола Зимний» (1990) тоже содержит сложную систему символов и знаков, которые напоминают о книгах Василия Белова. Такое впечатление создается не случайно: Юрий Воронов вместе с журналистом Александром Рачковым ездил в гости к писателю в Тимониху и там писал его портрет. Эта поезНа выставке в Государственной думе РФ. 2009 год. Фото из семейного архивадка вдохновила Юрия Александровича и на создание иллюстраций к произведениям Белова. «Как-то я рассказывал Василию Ивановичу, что читал книгу «Лад» своей бабушке, а она не нашла в ней ничего интересного: дескать, что об этом писать, ведь мы так и жили», – улыбается Юрий Александрович.

Нина Лиджиновна – веселый, добрый, праздничный автор. Ее работы имеют «говорящие» названия: «Позитив», «Веселые подружки», «Карибский карнавал», «Вечеринка», «Ощущение полета», «Вологодский праздник». Они проникнуты позитивным отношением к жизни и представляют удивительные метаморфозы представительниц прекрасного пола. В ее изящных неповторимых образах угадываются черты, общие для многих вологжанок.

Оказывается, вдохновить Нину Лиджиновну на создание удивительно красивых, женственных работ могут любые вещи и явления, наблюдения за которыми помогают родиться идее костюма. Это может быть что угодно – любые предметные и беспредметные ассоциации, связанные с книгой, фильмом, музыкой, природой…

На открытии выставки «Юрий Воронов. Воспоминания о Ванкувере (1996). Фото с сайта flickr.comНовому дню» искусствовед Юлия Горелькова обмолвилась, что в будущем в Вологодской областной картинной галерее может быть представлена их семейная экспозиция – для поклонников творчества Вороновых это было бы приятным сюрпризом.

Семью Вороновых знают и в других российских городах. Работы Юрия Александровича, Нины Лиджиновны и Гиляны украшали стены Государственной Думы в 2009-ом. В 2011-ом в московской галерее «Беляево» состоялась масштабная выставка живописи «Вологодские художники», где были представлены работы двух известных живописцев – заслуженных художников России Юрия Воронова и Юрия Коробова.

 

«Кто знает край, где небо блещет неизъяснимой синевой…» (А.С.Пушкин)

Юрий Воронов. Портрет жены (1987). Фото с сайта flickr.comЖивое воображение художников нередко зовет их в дальние края и страны, требует глубокого познания действительности, накопления жизненного, эмоционального, духовного опыта. Юрий и Нина любят путешествовать, их пленяют отголоски древних цивилизаций, неведомые дали, бескрайние моря и океаны. «Воспоминание о Ванкувере» (1996), «Бухта Фазелис» (2000) – в этих картинах воплотились размышления Юрия Александровича, навеянные поездками в Канаду и Турцию.

Яркие впечатления семье Вороновых принес Китай. Нина Лиджиновна месяц работала модельером недалеко от Гонконга. А Юрий Александрович и его собратья по цеху – художники Дмитрий Санджиев и Вячеслав Желваков – в 2009-ом представили свои работы на «Выставке произведений современных художников шести стран» в Пекине.

Путешествия не только питают воображение художника; ощущением восторга наполняет душу созерцание произведений великих мастеров – Тициана, Веласкеса, Рафаэля, Леонардо да Винчи…

В 1995 году Юрий Воронов со своими русскими коллегами по приглашению мецената Марко Датрино побывал в итальянском городке Торре-Канавезе. Там он неделю писал картины, в дальнейшем украсившие городские улицы. Для художников был организован великолепный бал и торжественное шествие, которое под звуки оркестра началось в центре города от Дома престарелых. «Приятно удивило то, как в Италии относятся к пожилым людям – особенно трепетно и уважительно», – поделился Юрий Александрович.

Юрий Воронов. Каждому дневи довлеет злоба его (1989). Фото с сайта flickr.comНина Воронова: «Для меня самое главное – это то, что Юра есть в моей жизни…»

Каждая семья – это особый «микрокосм», устроенный по своим законам, сложно и одновременно просто; это Дом, в котором всегда можно укрыться от любых бурь и ветров. Здесь и совершается главная работа художников – работа сердца. На вопрос о том, какое из достижений своего супруга Вы считаете наиболее значительным, Нина отвечает без раздумий: «Для меня самое главное – это то, что Юра есть в моей жизни…».

Прекрасный образ Нины Лиджиновны загадочно смотрит с картин Юрия Александровича, ставших уже семейными реликвиями: «Портрет жены» (1987), «Нина» (1989). На полотне «Каждому дневи довлеет злоба его» (1989) Юрий Воронов изобразил жену с детьми. Эта картина как дань памяти о ссылке в Сибири, куда родители Нины попали еще детьми во время сталинских репрессий. (В 1960-е годы после рождения маленькой Нины они вернулись на родину в Калмыцкую АССР.) По мнению Нины Вороновой, многие работы Юрия со временем не потеряли своей актуальности.Юрий Воронов. Портрет дочери (1995). Фото с сайта flickr.com

Нина Лиджиновна – большая поклонница творчества своего мужа. Одна из ее любимых работ Юрия Александровича – метафорическая, драматическая картина «Дерево», словно обнажающая надломленную душу страдающего человека.

«Раньше я была более критична, но теперь понимаю: мой муж – гениальный художник. Мне повезло жить с таким талантливым человеком», – признается она.

Несмотря на традиционный патриархальный уклад семьи и творческий успех  Юрия Александровича, Нина Лиджиновна никогда не жила в тени славы известного мужа. Она работала художником-модельером в объединении «Вологдаоблтрикотажбыт» (1983 – 1992), в АО «Волтри» (1992 – 1998), на кружевной фабрике «Снежинка» (1999 – 2001). В то время в костюмах Нины Вороновой ходили многие вологодские и даже столичные модницы.

Профессия «модельер» – это звучит романтично и загадочно… Современный модельер – человек универсальный, он должен сочетать в себе, казалось бы, взаимоисключающие качества: технический склад ума, умение проектировать – и творческие способности, богатое воображение. Как отмечают искусствоведы Вологодской областной картинной галереи, Нина Воронова прекрасно знает пластические особенности тканей, виртуозно владеет искусством колорита, линии, формы.

Сейчас НиНина и Юрий Вороновы в мастерскойна Лиджиновна занимается свободным моделированием не только костюмов, но и элементов интерьера. Любовь к искусству художница отчасти унаследовала от своей мамы, которая шила и вязала украшения для дома: чудесные накидки, салфетки, занавески.

«В своей работе я всегда стараюсь найти собственный путь, иду не от готовых форм, предлагаемых международными стандартами «от кутюр», а от идей, рождающихся в моем воображении. Свободное фантазирование по поводу костюма дает огромное поле деятельности для бесконечного придумывания нового. Новое, свежее, парадоксальное – вот то, что меня увлекает. Творить – значит видеть нечто такое, чего еще не существует. Моя профессия – игра», – рассуждает Нина.

Стоит ли говорить о том, что мастерская художника – это место, где пространство и время живут по особым законам? «Творческая лаборатория» Вороновых населена реальными и вымышленными персонажами и похожа на декорации фантастического фильма с выходами в другие реальности. В кабинете Юрия Александровича сразу бросается в глаза огромный новый триптих, в котором воплощены его размышления о моде и времени. «О времени, в котором мы живем, будут потом судить по твоей картине», – уНина Воронова в мастерскойлыбаясь, сказала мужу Нина Воронова. А дальше взгляд скользит и наслаждается красками, портретами, пейзажами, книгами…

Кабинет Нины Лиджиновны отличается утонченной, женственной атмосферой. Там круглый год живут весна и солнце. Такое яркое обилие сочных, вкусных, спелых красок можно наблюдать, наверное, только во время летнего торжества природы и в мастерской Вороновых. На недавней выставке Нины народный художник России Владимир Корбаков отметил, что ее картины наполнены светом, и, если хотя бы одну из них повесить у себя дома, непременно возникнет ощущение, что взошло яркое солнце.

Несомненное украшение творческой обители художников – старинный ткацкий станок, привезенный из Тарногского района и будто сошедший с одной из картин Юрия Александровича. «Скоро пробьет его звездный час», – таинственно заметила о станке хозяйка.

Так проходят будни и праздники в семье вологодских художников Вороновых. Новые идеи и сюжеты их картин складываются в разноцветную мозаику… В чем секрет их творческой и семейной гармонии, сказать сложно. Но, когда смотришь на триптих Юрия Александровича «Легенда о счастье» (1992), понимаешь: счастье, как космос, бескрайне и непостижимо...

«СкоЮрий Воронов. Легенда о счастье. Триптих (1992). Фото с сайта flickr.comлько семей – столько и рецептов семейного благополучия. Все индивидуально, – задумчиво говорит Юрий Александрович. – Мы выросли в советское время, когда старинные семейные и религиозные традиции, казалось, были забыты. Предки Нины –  буддисты, и у них свое представление о жизни. Но во все времена и у всех народов семья строилась и крепла на любви, уважении и взаимопонимании».

Приближается 8 июля – День семьи, любви и верности, когда мы вспоминаем Святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию, ставших образцами супружеской верности и взаимной любви. В преддверии праздника вологодские художники Юрий и Нина Вороновы пожелали всем молодым семьям самого главного – мира, любви и согласия на долгие годы.

Возврат к списку