Артём Маршак: «Смысл современного искусства – в смелости и грандиозности»
2016 ОсеньДенис Недопекин
Летом в Вологде в третий раз прошел международный фестиваль «Голос ремесел», выявивший лучших мастеров, работающих сегодня в традициях самых разных народных промыслов. Конкурсные программы и ярмарка фестиваля собирают всех тех, кто нашел себя в ручном труде, в исконных ремеслах, сформировавшихся столетия назад. Сегодняшние мастера вдыхают новую жизнь в старинный промысел, создавая изделия, способные украсить быт современного человека, привыкшего к комфорту, но по-прежнему ценящего неповторимость ручной работы. Среди них – мастер художественной ковки, победитель фестиваля «Голос ремесел» Артём Маршак.
Артём, расскажите о своем ремесле. Чем художественная ковка отличается от кузнечного дела?
Художественная ковка отличается от обычной ковки тем, что изделия в этом случае приобретают художественную ценность, становятся произведением искусства. Это могут быть крупные вещи – самостоятельные объекты или элементы архитектурных форм (ворота, калитки, заборы, вывески, козырьки, садовые качели, беседки, флюгеры, лестницы и перила), а могут быть отдельные предметы интерьера и мебели (люстры, подсвечники, кровати, столики, каминные решетки).
С чего началась ваша судьба как кузнеца – где вы учились?
Отвечая на этот вопрос, стоит уточнить, что я не кузнец, а художник по металлу. Занимаюсь этим с 17 лет. Я родом с Украины, закончил Киевский институт декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука по специальности «Художественные изделия из металла». Гнуть железо – это единственное, что я умею, но умею я это хорошо.
В своей работе вы больше подчиняетесь вдохновению или желаниям заказчиков?
Я делаю в первую очередь то, что хочу сам. Даже когда клиент приходит и говорит: «Мне нужен кованый балкон», я делаю ему балкон таким, каким его вижу я. Конечно, учитываю конкретные пожелания, если такие есть, но в целом выдумываю вещь сам от и до.
Что самое сложное в вашем деле?
Самое сложное, как ни странно, не гнуть железо, а помочь заказчику понять, что он хочет. Человек должен очень внимательно рассмотреть как можно больше изображений разнообразных работ. Это позволит ему разобраться в своих собственных предпочтениях и понять возможности техники. Мы, мастера, должны предоставить ему множество литературных и интернет-источников. Лишь после этого, обсудив всё при личной встрече, можно приступить к прорисовке эксклюзивного дизайна, делая карандашный набросок.
Что еще сложного в работе? Победить лень. Придумать что-то кардинально новое. Я никогда не повторял и не копировал ни одной работы, но изобретать новый дизайн с каждым годом все сложнее и сложнее. Особенно это касается вещей, выполняемых на заказ, потому что всем нужно примерно одно и то же. Художественные изделия даются легче: здесь я сам себе хозяин. Хотя я редко бываю доволен своими работами и пока не могу себе позволить сделать то, что по-настоящему хочу: это либо требует больших финансовых затрат, либо слишком смело и клиенты не соглашаются. Но современному художнику стыдно быть незаметным, смысл современного искусства – в смелости и грандиозности.
Сейчас популярно устанавливать на улицах городов скульптуры и арт-объекты из металла. Вы тоже попробовали себя в этом – как родился такой замысел?
Один из видных российских художников по металлу сказал мне: «Хочешь делать – бери да делай, хочешь поставить работу – возьми да поставь». Я подарил Вологде птицу-говоруна, установил его напротив одного из зданий Вологодского государственного университета (ул. С. Орлова, 6) – теперь этот арт-объект как бы указывает на главные достопримечательности Вологды – Кремлевскую площадь и Софийский собор. По моему мнению, арт-объекты такого рода наполняют городское пространство особым смыслом, добавляют уюта. Два года я сам ездил и «ухаживал» за ним: вырывал траву вокруг, несколько раз подкрашивал, ремонтировал после того, как его сломали.
Есть ли в среде кузнецов свой профессиональный жаргон, свои приметы?
Жаргона как такового, пожалуй, нет. Насчет примет – сам я не суеверный, но считается, что кузнецам нельзя, например, сидеть на наковальне, потому что она тебя кормит, нельзя бросать окурки в огонь. Некоторые крестятся перед входом в кузницу и держат инструменты в особом, раз и навсегда определенном порядке.
Дружна ли «семья» кузнецов?
Семья кузнецов очень сплоченная. Наверное, из творческих профессий кузнецы – самые дружные. В нашей среде нет конкурентов – мы все коллеги. У меня много друзей за границей, я знаком практически со всеми хорошими мастерами в России. Мы тесно общаемся, часто собираемся вместе, постоянно участвуем в фестивалях. Для меня фестивали – это отдых, потому что в обычное время работать приходится практически без выходных, я, можно сказать, живу в кузнице.