Выставка организована департаментом культуры вологодской области и Областным научно-методическим центром культуры при содействии Федерального агентства по культуре и кинематографии и Государственного Российского Дома народного творчества. Выставка проводится раз в три года одновременно в Твери, где экспонируется глиняная игрушка, и в Вологде, где приоритет отдается посуде. Каждая такая выставка – настоящий праздник для мастеров, которые имеют возможность встретиться, обменяться опытом и творческими идеями, праздник и зримый результат работы для специалистов, занимающихся изучением и сохранением народных ремесел. Праздник это и для зрителей, которые могут увидеть уникальные изделия лучших мастеров со всей страны, изделия, выполненные в русле старинных традиций, и ультрасовременные. Каждая выставка «Гончары России» открывает новые имена, новое взгляд на древнее гончарное ремесло.
Вологда неслучайно является местом проведения подобной выставки. В Вологодской области оказывается всесторонняя поддержка народным промыслам, сохраняется и развивается традиционная народная культура. Подобное отношение неизменно вызывает положительный отклик не только у вологодских гончаров, но и привлекает к сотрудничеству мастеров со всей страны. В этот раз в выставке приняли участие более 100 мастеров из 26 регионов России. Таким образом, выставка является весьма представительной и в полной мере отражает основные тенденции развития гончарного искусства.
Выставка получилась насыщенной, яркой, разнообразной. В старинных стенах Воскресенского собора уютно разместились горшки, крынки и прочая посуда, созданная в старинных традициях, неброская по цвету, но безупречная по своим формам, отточенным веками. Рядом встали всевозможные сосуды и предметы, очень современные по дизайну, зачастую сложные конструктивно и яркие по цветовой гамме. Традиционно привлекала к себе внимание очаровательная мелкая пластика, декоративные тарелки, панно, подсвечники – вещи, может, и не слишком функциональные, но способные украсить жизнь своего счастливого обладателя на долгие годы. Красочный зрительный ряд экспозиции – черные лощеные поверхности, благородная терракота и яркие глазури, древние сакральные орнаменты, диковинные звери и виды старинных улочек Вологды – удачно дополняют фотографии на стенах, на которых запечатлены мастера-гончары в процессе их труда.
Открытие выставки украсили выступления фольклорного ансамбля Вологодского государственного педагогического университета и детского театра моды «Истоки» Дворца творчества детей и молодежи.
28 октября за превращением бесформенной глиняной массы в чудесные изделия можно было наблюдать «в живую»: в картинной галерее прошли мастер-классы, в ходе которых гончары имели возможность обменяться опытом, продемонстрировать свое искусство зрителям.
29 октября состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы сохранения и развития гончарства в России». Конференция получилась многоаспектной и информативно насыщенной. Прозвучали доклады, посвященные как истории и традициям гончарного искусства, так и современным проблемам развития гончарства.
О новом этапе развития гончарного искусства, о гончарстве как массовом производстве и уникальном художественном творчестве говорилось в докладе «Гончарство России: кризис или развитие жанра» Ю. Ивановой, кандидата искусствоведения, заведующей отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Государственного Российского Дома ремесел. О месте гончарства в искусстве и ментальной сфере общества, об огромной гуманистической роли рукотворных произведений, выражающих душу мастера, многовековые традиции народа, сакральную сферу культуры, рассуждал в своем докладе «Наиболее важные аспекты феномена гончарства в антропологическом измерении культуры» ведущий специалист Российского этнографического музея О. Лысенко. Также прозвучал еще ряд докладов на тему состояния гончарного искусства в ХХ I веке.
Ряд докладов был посвящен истории гончарства. Вместе с выступающими можно было погрузиться в глубины культурных пластов, прикоснуться к седой древности: «Русская средневековая игрушка по археологическим данным», «Калужские рукомои XV – XX вв.», «Русские и зарубежные сосуды с секретами. Двойственне изображения в керамике». Говорили и о сегодняшней работе по сохранению традиционных промыслов: «Сохранение гончарного промысла в селе Абашево Спасского района Пензенской области», «Из опыта работы гончарной мастерской А.И. Шабанова в Ростовском Кремле». В ряде докладов затрагивались вопросы материально-технической базы современного гончарства, новых конструктивных приемов. Прозвучал доклад о правовом регулировании деятельности мастеров народных художественных промыслов. Состоялся круглый стол по проблемам возрождения, сохранения и развития гончарства в России.
Приятным финалом трехдневной работы стало вручение дипломов выставки всем участникам.
Ольга Реброва
Теги: ВОКГ