Без преувеличения можно сказать, что художник шел к этому событию всю
жизнь. Не имея специального образования, но искренне, глубоко и сильно
любя искусство, восхищаясь красотой родного края, Николай Прокопьевич
Сажин в своем творчестве поднялся до уровня не просто
художника-профессионала, а настоящего мастера. Он не копирует
действительность, а создает на холсте великолепные одухотворенные
образы, которые в свою очередь одухотворяют нас, зрителей, делают нас
лучше, светлее, заставляют думать и переживать. Николай Прокопьевич
Сажин, по утверждениям знающих его, глубокий, интересный, уникальный
человек. В его внешности действительно есть что-то сказочное: седые
курчавые борода и волосы, глубоко посаженные глаза, которые блестят из
под черных с проседью бровей, лицо отражает глубокое спокойствие и
задумчивость. Возникает ощущение, что это очень гармоничный человек,
крепко связанный с землей, душой обращенный к людям. Это подтверждают и
его работы, созданные в традициях русского классического пейзажа, очень
человечные, обладающие собственным, негромким, но чарующим своей
мелодичностью языком. Николай Прокопьевич – очень редкий человек,
открытый миру, преданный своему делу, обладающий уникальной способностью
бесконечно учиться у природы, старых мастеров, товарищей. Он щедро
делится своим теплом и умением с окружающими. Так, Тотемскому музейному
объединению художник подарил семьдесят одну свою картину. В награду за
труды ему дан постоянный творческий рост и доступна музыка природы. С
раскидистым вековым дубом, которому нипочем никакая буря, сравнил Н.П.
Сажина друг, учитель и коллега В.Н. Корбаков.
Особенно удаются художнику работы в жанре лирического пейзажа, говорящие
о минутно-вечных впечатлениях человека от бесконечной дали лесов и
полей, об архитектонике дерева, о воздухе, воле, странном волнении и
зове дороги: «Дождливое лето», «Сондуга. Весна», «Дорога в Карицы»,
«Липа вековая», «Сенокос», «Вожбальский простор», «Желтый плес», «Иней
на березах», «Сондугский пейзаж», «Лес». Вековые труды предков наполнили
лирический пейзаж великолепными архитектурными деталями: «Пейзаж с
церковью», «Ярославиха», «Березы на Фетихе», «Осенняя мелодия». В центре
творческого внимания художника находится мир, вдохновивший многих
творцов, - Тотьма, ее величественные храмы и деревянные домики, небо над
ней и простор вокруг: «Тотьма. Церковь Рождества Христова», «Тотьма
зимой», «Осень. Пешеходный мост», «Зима в Тотьме», «Церковь Рождества
Христова». Ряд тотемских пейзажей носит ретроспективный характер,
показывает Тотьму в начале ХХ века. Есть в экспозиции выставки и
портреты: «Автопортрет», «Портрет жены», «Портрет сына», «Наталья».
Как отмечалось на открытии выставки, сегодня творчество Н.П. Сажина
очень значимо для нашей области, потому что в его работах в лучших
традициях нашего изобразительного искусства запечатлен не только образ
Тотьмы, но и некий собирательный образ Вологодской земли, поэтому они
занимают свое достойное место на областных, региональных и всероссийских
выставках.
Поздравить художника с персональной выставкой собралось множество
земляков, настоящими подарками к вернисажу стали выступления ансамбля
скрипачей «Каприччо» из Тотемской детской музыкальной школы и
самодеятельного ансамбля народной песни «Вербушка». При поддержке
департамента культуры области к открытию выставки был издан
иллюстрированный каталог.
Выставка «Любовь моя – Тотьма» получилась очень теплой и спокойной, но,
вместе с тем торжественной, она глубоко проникнута чувством Родины,
чувством истинного патриотизма – не гипотетически-громкого понятия, а
глубоко-неуловимого чувства из стихов поэта-земляка: «Вокруг любви моей
непобедимой к моим лугам, где травы я косил, вся жизнь моя вращается
незримо, как ты, Земля, вокруг своей оси…».
Ольга Реброва
Теги: Николай Сажин, ВОКГ