С 21 по 23 июля в Вологодском областном театре для детей и молодежи прошел фестиваль «Молодость Белоруссии». Этот творческий проект начал работу год назад, когда Минский национальный академический драматический театр им. М. Горького выступил на фестивале «Голоса истории». Тогда завязались творческие и личностные контакты, с результатом которых публика могла ознакомиться 21 – 23 июля в Театре для детей и молодежи на театральном фестивале «Молодость Белоруссии». Организаторами фестиваля являются – с вологодской стороны А. Воейкова, а со стороны гостей О. Коц, белорусский актер и режиссер. Вниманию вологодского зрителя были представлены два спектакля, фотовыставка, два мастер-класса. Все спектакли созданы участниками большого театрального «Арт-проекта», который объединяет молодых белорусских актеров и режиссеров, является настоящей лабораторией по воплощению оригинальных творческих идей.
21 июля фестиваль открылся выставкой известных белорусских фотохудожников «Негативы». Каждый из пяти авторов представил серию работ, отражающих основное направление его творчества. Серия А. Ченцова состоит из черно-белых фотографий, на которых полностью отсутствуют полутона, основные объекты интереса автора – небо и воздух, ветви деревьев, фактура поверхностей. В центре внимания С. Поталаха безукоризненная геометрия зданий, чьи белые очертания еще отчетливей на фоне синего неба. Е. Канаплев в своих работах размышляет над человеческой жизнью, где «права нет на ошибку, все начисто, шансов не будет». Символом этой жизни становится кукла, которую художник изымает из материнской утробы и забрасывает в среду дороги, космоса, одиночества. Так же замысловаты произведения С. Ждановица и В. Качана. Их главные объекты – человеческие образы, сами по себе и причудливо вписанные в среду их жизнедеятельности. Из этого соединения рождается пространство мечты, иллюзии, игры.
21 и 22 июля в рамках фестиваля «Молодость Белоруссии» вологодскому зрителю был представлен спектакль О. Коца «Сестры» по мотивам пьесы А. Чехова «Три сестры». Спектакль, созданный в тесном сотрудничестве молодого режиссера и молодых актеров, представляет собой новый, эмоциональный взгляд на классику. В спектакле из всех героев пьесы остались только три сестры и их брат. Они произносят не только свои монологи, но и, словно вспоминая, слова, сказанные кем-то другим, слова тронувшие и задевшие, будоражащие сознание. Это создает ситуацию, когда зритель не может отвлечься от действия, должен постоянно всматриваться, вслушиваться в то, что происходит на сцене. Зрительный ряд спектакля очень прост – костюмы и декорации решены в черно-белых цветах, количество реквизита минимально. Динамику действия подчеркивает постоянное перемещение по сцене стульев. Основу сценического пространства, цветовую доминанту спектакля составляют тросы, спускающиеся сверху и крепящиеся к сцене, они обтянуты красной материей, а при смене времени действия актеры меняют их положение. Сюжетная фабула проста, известна со школы, но каждый может интерпретировать ее по-своему. Спектакль «Сестры» – история тоски и внутреннего одиночества, рассказ о потерянных надеждах, единственное, что удерживает героев в жизни – близкие люди, которые так же несчастливы. Если бы не замечательная игра актеров, интересные режиссерские находки, такой подход к теме, мог бы превратить спектакль в совершенно унылое зрелище. Но этого не произошло, наоборот, спектакль держит зрителя в напряжении, трогает, заставляет думать и переживать. Усиливают впечатление, подчеркивают ключевые моменты действия прекрасно подобранные свет и музыка.
В той же стилистике сделан спектакль режиссера А. Гарцуева «Ночь Гельвера» по пьесе польского драматурга Ингмара Вилькиста. Авторы предлагают зрителю соприкоснуться с судьбой двух «маленьких» людей, затерянных в ночи гитлеровской Германии 30-х годов и лабиринтах собственного сознания. Говорить о спектакле сложно, настолько сильные чувства он вызывает, так сильно трогает рассказ о трагедии несостоявшейся жизни, любви, о невосполнимых потерях. В прекрасном исполнении актеров О. Коца и И. Кабановой история их героев Гельвера и Карлы выходит из рамок времени и пространства, заданных пьесой.
Несомненно, в рамках фестиваля «Молодость Белоруссии» мы имели возможность познакомиться с двумя очень серьезными и глубокими спектаклями. Возможно, в эти солнечные летние дни мы были не совсем готовы к такой встрече, но очень здорово, что она состоялась.
Желающие могли посетить мастер-класс П. Харланчука, артиста высшей категории, режиссера, преподавателя мастерства актера в Белорусской Академии Искусств, «Мастерство актера. Психофизические тренинги» и мастер-класс «Сценическая речь. Дикция. Голос. Тренировка дыхания» проведет И. Кабанова, заведующая кафедрой сценической речи в Белорусской Академии Искусств.
Ольга Реброва
Теги: ТЮЗ, Молодость Белоруссии