cultinfo
  • Новости
  • Что посетить
  • Интервью
    • Интервью 2023 года
    • Интервью 2022 года
    • Интервью 2021 года
    • Интервью 2020 года
    • Интервью 2019 года
    • Интервью 2018 года
    • Интервью 2017 года
    • Интервью 2016 года
    • Интервью 2015 года
    • Интервью 2014 года
    • Интервью 2013 года
    • Интервью 2012 года
    • Интервью 2011 года
    • Интервью 2010 года
    • Интервью 2009 года
    • Интервью 2008 года
    • Интервью 2007 года
    • Интервью 2006 года
    • Интервью 2005 года
    • Интервью 2004 года
  • Проекты
    • В Новый, 2025 год с cultinfo
    • Зима Русского Севера 2024-25
    • Осень Русского Севера 2024
    • Лето Русского Севера 2024
    • Валерию Гаврилину – 85
    • Имя зодчего
    • Яшину – 110 лет
    • Беловский круг
    • Настоящий вологодский Новый год
    • Рубцовский январь
    • Беловский октябрь
    • Онлайн культура Вологодской области
    • 75-летие Победы
    • Вологодские россыпи
    • Арт-мозаика
    • Великий Устюг – родина Деда Мороза
  • Фестивали
    • Международные фестивали и конкурсы
    • Российские и межрегиональные конкурсы и фестивали
    • Областные конкурсы и фестивали
  • Историко-культурное наследие
    • Исторические города и поселения
    • Монастыри
    • Усадьбы
    • Деревянное зодчество
    • Вологодский кремль
  • Литература
    • Литература в Вологодской области: персоналии
    • Писатели-вологжане XVIII – начала XX веков
    • Региональное отделение Союза писателей России
    • Вологодское отделение Союза российских писателей
    • Литературная Вологда
    • Литературный Череповец
    • Литературные объединения в районах области
    • Литературные музеи и экспозиции
    • Литературные конкурсы
    • Литературные фестивали
    • Памятники писателям
    • Публикации к Году литературы
    • Газета «Литературный маяк»
    • Год литературных юбилеев
    • алалала
  • Традиционная народная культура
    • Центры традиционной народной культуры
    • Народные традиции Вологодской области
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Народные фестивали и праздники
    • Центр народной культуры
    • Законодательство
  • Изобразительное искусство
    • Персоналии
    • Скульптура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотография
    • Союз художников России
  • Музыкальное искусство
    • Концертные организации
    • Композиторы
    • Музыковеды
    • Союз композиторов России
    • Музыкальные фестивали и конкурсы
  • Кино
    • Киноискусство Вологодской области
    • Кинофестивали
    • Документальное кино Вологодчины
    • Персоналии
    • Наши земляки — герои художественных фильмов
    • Кинопроект «Золотые имена России»
    • Кинотеатры и киноцентры
    • Отдел киновидеообслуживания Областного научно-методического центра культуры
    • 2016 год – Год российского кино
  • Театры
  • Музеи
  • Библиотеки
  • Образование
    • Образование в сфере культуры
    • Государственные образовательные учреждения
    • Муниципальные образовательные учреждения
    • Фестивали. Конкурсы
  • Общественные организации
    • Вологодское отделение Союза художников России
    • Череповецкое отделение Союза художников России
    • Вологодское отделение Союза писателей России
    • Вологодское отделение Союза российских писателей
    • Вологодское отделение Союза театральных деятелей России
    • Вологодское отделение Российского фольклорного союза
    • Вологодское археологическое общество
    • Вологодское отделение Союза композиторов России
    • Вологодское отделение Союза архитекторов России
    • Региональная общественная организация «Вологодский союз писателей-краеведов»
  • Архивы
    • Государственный архив Вологодской области: контакты
    • Вологодский областной архив новейшей политической истории: контакты
  • Туризм
Главная
Новости

Премьера пьесы «Вишнёвый сад»

17 октября 2008 г.

Грустная душа карнавала

17 октября Театр для детей и молодёжи открыл новый сезон премьерой пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад» (режиссер Б. Гранатов, художник-постановщик С. Зограбян, художник по костюмам О. Резниченко).

Как будто бы серый картон, а на нём объемными красочными пятнами – цветы. Как будто бы пыльное стекло, а за ним – птицы экзотической окраски пера. Так в будни нашего профанного времени, которое «знай себе проходит», врывается карнавал.

Есть рамка, а есть цвет; есть окно, а есть движение ветра; есть разум, а есть музыка. И музыка жестока: она никогда не даст алчущему разуму ключей к пониманию себя. А если и даст – ключи будут от пустой клетки, от пустой оконной рамы, от чемодана, в котором – ап! – открывается боковая стенка, и ничего уже нет. «Шарлотта! Покажите фокус!».

Пьеса «Вишнёвый сад» прекрасна свободой, которую даёт режиссёру, ибо смыслы её неисчерпаемы и все равнооправданны. И любой персонаж может выйти на передний план.

Сам Чехов «центральной ролью в комедии» считал Лопахина. Этот образ трактовали по-разному: от школьного злодея до «нового русского» дельца в стандартных постановках, от преданного друга семьи, мужественного и деятельного Лопахина В.Высоцкого в легендарной постановке А. В. Эфроса на «Таганке» – до пугающе утончённого Е.Миронова в «Вишнёвом саде» Э. Някрошюса. Лопахин Э.Аблавацкого прежде всего человек. «Он хороший человек», - искренне и безразлично бросает Раневская. Хороший, нормальный, умный, рассудительный, обычный. Нестандартность Лопахина в том, что он находится на границе: за спиной логичный мир работы и денег, проступков и наказаний, ума и награды, а в глазах – карнавал. Карнавал по М.Бахтину – как яркость и радость в момент разлома и хаоса; как свободное бытие в момент безвременья; как смех против смерти. Лопахина тянет к этому празднеству. И к Раневской. Но шутить, танцевать, просто не думать – получается плохо. Потому, что для этого надо перестать быть человеком и стать музыкой.

Музыкой (поэзией, скрытым ритмом жизни – назовите, как угодно, ибо это невыразимо словами) и представлена Раневская Яны Лихотиной. Её красота не человечна, несколько механична, потому, что, несмотря на всеобщее мужское внимание, она не женщина, а удивлённая и грустная душа карнавала. В Раневской Лихотиной нет избыточной страстности, нет усталости – земных черт, которыми так часто отягощают этот образ. За ней – только цвет и танец. Не сад меняет времена года – Любовь Андреевна меняет платья и повадку (уникальна пластика актрисы; как всегда в ТЮЗе, великолепно оформление спектакля). И если Раневская – любовь, то та любовь, которой синоним – гармония. Для общей гармонии она удерживает и Лопахина, когда тот, уже вконец измученный попыткой докричаться до неё со своими логическими выкладками, хочет уйти. И для общей гармонии сцены она принимает позу внимательной ученицы, чтобы его выслушать. А он, сначала обескураженный, поддаётся этой игре, и начинает по-учительски расхаживать по сцене, по-учительски говорить, всё ещё не понимая, что смысл слов не имеет значения – только тон, только тон.

У каждого персонажа свой тон, свой облик, свой ритм – и они не путаются. Шарлотта (Е. Авдеенко) – живое воплощение карнавального начала, потому в данной постановке она едва ли не центральный персонаж. Варя (Л. Кочнева), грустная и прекрасная. Дуняша (Е. Казанская) хочет сказать словами то, чего сказать нельзя; комична фраза «я – девушка деликатная», сопровождаемая явным намерением ударить непонимающего этого Яшу. Аня (А. Петрик), в начале спектакля близкая, почти тождественная музыке-Раневской, а потом всё дальше отходящая от неё в рацио и серость. Мало знающий, но любящий учить великовозрастный мальчик Петя (А. Лобанцев). Фирс – музыкальная и «чеховская пауза» – в исполнении А. С. Кленчиной.

А в глубине радости и шума, там, где прячется причина, – как и положено, одиночество и надрыв. Так просыпается в ладье-колыбели забытый Фирс, так Шарлотта «выпевает» свой известный монолог, так Раневская прощается с садом. Какая разница, 22-го ли августа и какого года, если всё равно придётся прощаться, если в финале – всё равно смерть? Так не лучше ли забыть, проверяй - не проверяй, хлопочи, переспрашивай, а белая ладья (древние хоронили в ладье) висит на сцене, и кто-то должен отправиться в ней на тот свет.

Какой совет против этой музыки может предложить Лопахин? Всё-то он пытается дать кому-нибудь денег, потому что больше дать ничего. Но в карнавале всегда всё наоборот – и денег дают самому Лопахину. Тот самый Симеонов-Пищик (С. Вихрев), который просит помнить, что был такой, мол, Симеонов-Пищик, был, и ходил в этот дом.

Уходит Раневская – как будто цвет уничтожается снегом, и остаётся один белый-белый пустырь. Как будто кто-то забрал подарок, и бросил на пол серую почтовую коробку. Как будто душа… Но здесь стоит остановиться. Потому, что цветы вянут, но цвет – вечен. Потому, что жизнь жизнью, а музыка звучит всегда.

Лета Югай

Теги: ТЮЗ, премьера

Новости по теме

Солисты Большого театра, Московской областной филармонии и Оперной мастерской «Метаморфозы» выступят перед вологжанами в проекте «Классика для всей семьи»
Солисты Большого театра, Московской областной филармонии и Оперной мастерской «Метаморфозы» выступят перед вологжанами в проекте «Классика для всей семьи»
19 марта 2025
Руководителем Вологодского театра юного зрителя стал Александр Пудин
Руководителем Вологодского театра юного зрителя стал Александр Пудин
28 февраля 2025
Четыре вологодских спектакля претендуют на включение в «Золотой фонд театральных постановок России»
Четыре вологодских спектакля претендуют на включение в «Золотой фонд театральных постановок России»
20 января 2025

Новости дня

Фильмы о святителе Игнатии бесплатно могут посмотреть вологжане
12 мая 2025
Живописные дворики, дегустации и экскурсии: Белозерск ждет гостей на «Ночь музеев»
Живописные дворики, дегустации и экскурсии: Белозерск ждет гостей на «Ночь музеев»
12 мая 2025
Детская писательница Тамара Крюкова вновь приедет на Областной форум детского чтения в Вологду
Детская писательница Тамара Крюкова вновь приедет на Областной форум детского чтения в Вологду
12 мая 2025
cultinfo
Сетевое издание «Культура в Вологодской области». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: ЭЛ № ФС77-83275 от 19 мая 2022 г.

Учредитель КУ ВО «Информационно-аналитический центр культуры»
Адрес учредителя и редакции: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д.10
Главный редактор — Легчанова Елена Григорьевна

Политика в отношении обработки персональных данных

При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка на cultinfo.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

12+
Подробнее Скрыть
Тел/факс:
+7 (8172) 21-04-24

Редакционно-издательский отдел:
rio@cultinfo.ru

Адрес учредителя и редакции:
160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д.10

Время работы:
с 8:00 до 17:00