Рождественский подарок

Встречу с еще одним интересным творческим человеком подарил вологжанам просветительский проект «Вологодские пенаты». В канун новогодних праздников наш город посетила художник театра и кино Марина Азизян.

23 декабря 2009 года в камерной обстановке уютного зала музея «Мир забытых вещей», словно в ожившей картинке из фильма «Обрыв», декорации к которому готовила художница, состоялась первая встреча Марины Азизян с вологодской интеллигенцией. Как отметила в начале беседы руководитель проекта Наталия Серова: «Мы не случайно выбрали такую форму превью – сначала встреча с художником, а потом уже знакомство с его работами. Марина Азизян - человек, который умеет преображать мир так, что каждый открывает что-то именно для себя. И мы решили, что хорошим началом этих открытий стал бы разговор с художником о жизни».

Свой рассказ Марина Цолаковна начала с самого начала - со своих корней, благодаря которым у нее и появилось стремление к творчеству: «Очень важно помнить то, откуда ты родом. Один из режиссеров, с которыми я работала, сказал: «У меня есть имя!». На что я ответила: «А у меня – имя и отчество». Эта память может в любой момент оказаться полезной. Так, например, когда в моей жизни был период, что ни в театре, ни в кино не было работы, во мне проснулась тяга к шитью. «Шитье» в русском языке – особое слово, в других языках сложно подобрать ему аналог. Оно многозначно: это и род занятий, и изделие, и вид искусства. Благодаря ткани и нити можно сказать очень многое. Но мое шитье – это не только личная заслуга, это заслуга всех родственников, предшествующих поколений. Дед по материнской линии был золотильщик куполов, иконописец, изобретатель ключей. Мои бабушка и дедушка из Тверской области, они жили в селе Старица, которое известно своим золотым шитьем. Дома сохранились изумительные работы: и шитье, и вышивка. Наверное, часть всего того, что способствует творчеству, уже изначально была заложена во мне».

В каждом эпизоде творческой судьбы Марины Азизян все закономерно - все направляло ее к искусству. Родилась она в семье художника и искусствоведа. Детство было трудное, военное, но оно дало закалку на всю жизнь. Частично оно прошло в блокадном Ленинграде, после чего был детский дом в Йошкарле. Поезд, на котором туда добирались, попал под бомбежку, документы пропали, с собой остался только портрет мамы. В детском доме художница получила свое второе имя - Марина (при рождении же было дано Людмила). В первый класс она пошла в школу, которая располагалась на Университетской набережной в Ленинграде, в доме, где родился и жил Александр Блок. Самым нелюбимым предметом была химия. А в школе были отличные учителя - евреи, которых выгнали из других учебных заведений. Все они были очень талантливые, вспоминает Мария: «Мы в то время, как и все дети войны, просто бредили героями «Молодой гвардии», а учитель алгебры, наш классный руководитель Арон Рувимович, чтобы привлечь внимание к другим литературным произведениям, поступил просто: он оставлял нас после уроков и читал вслух. Это были такие произведения, как «Очарованная душа» Ромена Роллана, романы Жана Кристофа, «Амок» Стефана Цвейга... Учитель приоткрыл нам дверь в другой мир. Это сыграло большую роль в формировании личности».

Затем была мечта стать актрисой, что привела Марину Цолаковну в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Черкасова, где она почти случайно – решила попробовать свои силы – поступила на театрально-постановочный факультет. Тогда группу набирал Николай Акимов. При зачислении пригодились и мамины рассказы о спектаклях, и работа об этике Мейерхольда, которая была спрятана у отчима, но попала в руки любознательной девушке и очень заинтересовала ее. Программа обучения Николая Акимова была своеобразна, он хотел воспитать на курсе одновременно художников и технологов, чтобы технолог не говорил такую фразу: «Вам легко нарисовать, а нам делать надо». Учеба была очень интересной, Николай Павлович давал невероятные задания, например, придумать животное новой конструкции, преподавателя интересовала возможность вникнуть в «конструкцию» живого существа. После смерти Николая Акимова Марина сделала 8 выставок работ своего учителя: эскизов, портретов, фотографий. Он смог передать свое мастерство студентам, научил любить свое дело. А благодаря творчеству Марины Азизян получились такие добрые фильмы-сказки, как «Царевич Проша», «Соловей», «Старая-старая сказка», «Каин XVIII», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Синяя птица» и многие другие, любимые зрителями. «Сейчас сказка как кинематографический жанр практически исчезла. Очень жаль, что никто не занимается этим» - посетовала Марина Азизян.

Кроме того художнице посчастливилось работать над фильмом «Синяя птица», который был снят совместно студиями «20th Century Fox» и «Ленфильм». «Мои эскизы понравились режиссеру, хотя мне пришлось выполнять все в ускоренные сроки. Группа по подготовке фильма уже работала целый год, а меня взяли в последний момент. И две недели я беспрерывно, даже ночами, рисовала эскизы к фильму. Пришли костюмы, сшитые в Голливуде, артисты отказались их надевать. Шить новые костюмы пришлось мне», - рассказывает Марина Азизян. Все собравшиеся тут же вспомнили красивое платье, в котором играла Элизабет Тейлор. Тогда достать хороший материал было очень сложно, и Марина купила дорогой трикотаж, из него был сшит костюм для героини, который в течение месяца вышивали шесть мастериц. Ручной труд очень преобразил платье.

Последний фильм, который оформляла Марина Цолаковна, - «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2008), посвященный жизни Иосифа Бродского. Фильм снимали в квартире, где он жил. Пришлось сделать очень много, чтобы вернуть этому месту облик того времени.

Встреча получилась очень интимная, камерная обстановка музея располагала на откровенный разговор. Марине Азизян очень понравился наш город: «Знаете, я люблю Санкт-Петербург, но сюда я приехала в Россию. Но если вы дадите уничтожить деревянные дома, то пропадет все очарование Вологды».

На следующий день вологжане сделали второе открытие – филигранное мастерство работ Марины Азизян. В галерее «Красный мост» открылась удивительная выставка лоскутных полотен и кукол этой художницы. На первом и втором этажах расположилась экспозиция «В Рождество все немного волхвы», а на третьем представлен совместный проект Марины Азизян и Тонино Гуэрра «Фантастический словарь».

«Любимая ее техника – шитье – потому и любима, что заново открыта, и не столько в качестве возрожденного ремесла, сколько как инструмент «зрячих пальцев», как возможность вернуться к началу начал творчества. Ее композиции-литеры воскрешают зримый образ древних наречий – греческих, латинских, армянских, русских. Слово в буквальном, буквенном смысле творит изображение, «выращивает» его из ткани, а благодарная изобразительность возвращает к слову его творческую инициативу (аналогия с инициалами средневековых рукописей неизбежна и закономерна), красоту цветущего смысла. В прочем, она умеет – как умеет! – слышать сегодняшнюю речь», - так работы Марины Азизян и саму художницу охарактеризовал доктор искусствоведения Сергей Даниэль.

Эти экспозиции Марины Цолаковны стали настоящим рождественским подарком для вологжан. Яркие, философские работы никого не смогут оставить равнодушным – хочется часами ходить, рассматривая их, находить новый смысл, отгадывать, что же художница хотела рассказать, работая над тем или иным полотном. В каждое из них вложена частичка ее души, поэтому они настолько привлекают и завораживают.

Выставка в галерее «Красный мост» будет работать до 31 января. (В новогодние каникулы - все дни, кроме 1, 2 и 7 января).

Ирина Сорокина

 
 


Теги: Вологодские пенаты, Мир забытых вещей, Марина Азизян

Новости по теме