|
17 апреля 2012 года в кинотеатре «Салют» состоялась пресс-конференция, посвященная III Международному фестивалю молодого европейского кино «VOICES», который пройдет в Вологодской области с 6 по 10 июля.
В пресс-конференции приняли участие начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Всеволод Чубенко, заместитель начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Вера Ильяшенко, арт-директор фестиваля «VOICES» Коринна Даниелу. Впервые, наряду с журналистами, задать вопросы организаторам фестиваля могли зрители, пришедшие на показ немецкого фильма «Драйлебен: Что-то лучшее, чем смерть», который завершал встречу.
Всеволод Чубенко в приветственном слове выразил уверенность, что предстоящий фестиваль традиционно станет значимым и ярким культурным событием области, несмотря на сокращение бюджета проекта: «Я с удовольствием начну свое выступление ответом на вопрос, который мучил вологжан многие дни, недели и даже месяцы: «А будет ли фестиваль?» Фестиваль будет! Он состоится в несколько укороченном формате с учетом уменьшения финансирования, но пройдет на высоком уровне, и мы приложим к этому все усилия».
Начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области также обратил внимание на то, что фестиваль «VOICES» проводится при официальной поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Это совместный проект Правительства Вологодской области, Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, Администрации города Вологды и французской компании ID-réel. Генеральный партнер фестиваля – ОАО «Северсталь».
Программа «VOICES – 2012» сейчас находится в стадии активной подготовки. Коринна Даниелу и программный директор фестиваля Игорь Гуськов уже приступили к отбору картин и приглашению гостей в Вологду. Кинопоказы «VOICES» также пройдут в Череповце. Традиционно фестиваль будет включать конкурсную программу, состоящую из десяти фильмов, в которую войдут картины-дебюты и вторые ленты молодых европейских режиссеров. «Мы постараемся охватить всю Европу. Зрители увидят фильмы из скандинавских и восточноевропейских стран, Италии, Франции, Испании и, конечно, России. Это будут картины разных жанров. И для их представления мы постараемся пригласить режиссера, исполнителей главных ролей или продюсера», – отметила Коринна Даниелу.
В связи с Годом Германии в России программа «VOICES-2012» будет включать блок кинолент, посвященных немецкому кинематографу. Фильмы признанных классиков Райнера Вернера Фасбиндера, Вима Вендерса и картины молодых экспериментаторов, как например Кристиана Петцольда, смогут дать представление о становлении и развитии киноискусства Германии. Кроме того, в рамках фестиваля пройдут мастер-классы и встречи с немецкими продюсерами. Актриса и композитор Катя Риманн («Розенштрассе», «Мой фюрер»), по мнению Коринны Даниелу, сможет с честью исполнить роль музы «VOICES-2012».
Состав жюри будет определен после прохождения Каннского фестиваля, пока стало известно, что свое присутствие в нем подтвердил отечественный кинорежиссер и сценарист Александр Миндадзе. Поддерживая традицию приглашать в группу экспертов директоров международных кинофестивалей, организаторы надеются на присутствие в Вологде Марио Виолини – директора ежегодного фестиваля на открытом пространстве в Неаполе. Этот итальянский кинофорум близок вологодским организаторам тем, что в его рамках также проходит конкурс короткометражных лент, посвященных родному городу. Коринна Даниелу уверена, что гости из Италии привезут несколько примеров короткого метра, и это создаст атмосферу творческого содружества наших и итальянских самодеятельных режиссеров.
Предваряя вопрос о проведении в 2012 году уже ставшего популярным среди режиссеров-любителей конкурса «Я люблю тебя, Вологодчина», Вера Ильяшенко отметила: «Этот конкурс обязательно пройдет в рамках фестиваля. Победитель традиционно получит приз – поездку в одну из европейских столиц».
В заключение встречи Коринна Даниелу также пообещала, что на «VOICES-2012» зрителей ожидает сюрприз, связанный с 65-летием Международного каннского фестиваля.
Картина «Что-то лучшее, чем смерть», которая была показана после пресс-конференции, является первой частью известной немецкой трилогии «Драйлебен» («Три жизни»). Идея проекта возникла из переписки о тенденциях современной «берлинской школы» трех современных немецких режиссеров – К. Петцольда, Д. Графа и К. Хоххойзлера. Критические размышления воплотились в цикле картин. Каждый из режиссеров снял одну часть большого проекта: Петцольд – «Что-то лучшее, чем смерть», Граф – «Не ходи за мной», Хоххойзлер – «Одна минута темноты». «Драйлебен» войдет в программу «VOICES-2012».
Три истории рассказывают о страшном событии, произошедшем в одном из поселений недалеко от Тюрингского леса, когда из местной тюрьмы сбежал сексуальный маньяк. Общий мотив по-разному раскрывается и изображается в фильмах: у Петцольда показана пара молодых влюбленных, которые часто оказываются в местах, где скрывается маньяк; у Графа акцент сделан на жизни психолога-полицейского, который приезжает в поселение Драйлебен заниматься расследованием, однако погружается в воспоминания о прошлом; Хоххойзлер рассказывает зрителям историю самого маньяка.
По признанию К. Петцольда, основой для фильма «Что-то лучшее, чем смерть» послужила легенда об Ундине: мужчина, отвергнутый своей возлюбленной, отправляется к лесному озеру и зовет Ундину. Этот зов необратим: Ундина поднимается из воды. Она хочет любить и быть любимой, всецело и без компромиссов. Однажды мужчина покидает ее, чтобы вернуться к своей первой возлюбленной. За это он должен умереть. Однако в фильме в роли Ундины оказывается беженка из Сараево Ана, которая не способна на убийство, и поэтому она отдает собственную жизнь. Картина богата аллюзиями на древний немецкий эпос, в частности на «Песнь о Нибелунгах», и интересна своим экспериментом с традиционными трактовками мифов. Важным мотивом ленты становится иллюзия взаимодействия с миром потусторонним: главные герои знакомятся через стеклянную витрину магазина, которая сразу же дает понять, что они принадлежат разным субстанциям бытия, и их любовь обречена. Чувство Аны и Йоханеса рождается в танце на фоне фотографии реки, олицетворяющей Стикс, главной песней повествования становится символичная «Cry me a river», которая явно свидетельствует о несчастливом будущем обоих героев, большинство событий проходят недалеко от воды. Ану убивает маньяк. Йоханес видит это во сне, когда едет по дороге в Берлин с вернувшейся к нему Сарой. Вероятно, история найдет продолжение в других частях трилогии.
|