Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» знакома всем еще со школьной скамьи, имена главных персонажей стали нарицательными, а многие реплики из пьесы крылатыми.
Над пьесой писатель работал в течение нескольких лет, и произведение можно по праву считать вершиной его творчества и отечественной драматургии XVIII века. Существует легенда, что князь Григорий Потемкин, посмотрев комедию, восхищенно воскликнул: «Умри, Денис, лучше не напишешь!». Пьеса была задумана Фонвизиным как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел изменился. «Недоросль» – первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века – крепостным правом и самодержавной властью.
Путь комедии на сцену был непростым. Запрещенная к постановке в Петербурге, она стала готовиться для показа в Москве, но и здесь, испугавшись смелости многих реплик, цензоры не пропускают комедию на сцену. Однако спустя несколько месяцев, постановка была разрешена в Петербурге: 25 сентября 1782 года «Недоросль» впервые увидели зрители на сцене деревянного театра купца Карла Книппера на Царицыном лугу. Пьеса имела необыкновенный успех. Год спустя игралась в Москве, появилось множество любительских постановок. Произведение и по сей день не потеряло своей актуальности.
И вот спустя более двух столетий перед нами современная постановка «Недоросля» – комическая опера, представленная актерами Вологодского театра юного зрителя. Премьера спектакля состоялась 16 марта 2013 года на основной сцене театра. Для своей постановки авторы избрали жанр комической оперы, которую написал известный бард Юлий Ким в соавторстве с Леонидом Эйдлиным, оживив ее музыкальным колоритом и остроумным иносказанием.
Режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая в точности следует тексту и сюжету классика, а актеры создают запоминающиеся яркие характеры. В пьесе занята почти вся труппа театра – Александр Лобанцев, Алла Петрик, Денис Долбышев, Эдуард Аблавацкий, Игорь Рудинский, Вячеслав Теплов, Екатерина Чаукина, Александр Ефемов, Елена Авдеенко, Владимир Бобров и другие. Динамичности и зрелищности придают спектаклю танцевальные номера, поставленные балетмейстером Натальей Петровой-Рудой, художественным руководителем ансамбля современной хореографии «Каприз». Костюмы европейской моды XVIII века разработала для актеров художник Ольга Резниченко.
Перед зрителем комедия, построенная на ярких, гротескных образах и характерах. Митрофанушка (Денис Долбышев) – самодовольный, инфантильный, ограниченный детина. Госпожа Простакова (Алла Петрик) – противоречивая натура: властолюбивая, деспотичная, тиранящая своего мужа и без ума любящая своего сына. Тарас Скотинин (Эдуард Аблавацкий) – хам и грубиян, погрязший в невежестве и произволе, питающий нежные чувства только к свиньям. Софья (Екатерина Чаукина) – сентиментальная, мечтательная красавица. Храбр сердцем и неустрашим душой Милон (Александр Ефремов), он полон решительности в своих действиях. Игорь Рудинский играет государственного чиновника Правдина. Ироничный, бездушный, он предан лишь высшему начальству и своим друзьям… Речь Стародума (Вячеслава Теплова) фонтанирует высказываниями о чести и достоинстве, о воспитании и службе Отечеству.
Перед нами галерея персонажей – «отрицательных» и «положительных». Зрителю лишь остается наблюдать за ними и наслаждаться воплощением столь знакомых образов. Дидактичный сюжет «Недоросля» с первых же минут превращается в занимательную, яркую историю, настоящую комедию, в центре которой – гротеск и сатира.
Можно ли сделать пьесу XVIII века интересной для современного зрителя, для юного зрителя? Да, убрав излишнюю громоздкость и нравоучительность, сохранив основной конфликт между невежеством, бездуховностью и «добродетелью, украшенной рассудком просвещенным». Легкий, веселый музыкальный спектакль, сыгранный актерами вологодского ТЮЗа, созвучен нашей современности.