Вологодские львы
В русском народном искусстве получили широкое распространение изображения львов, «перекочевавших» к нам из стран Древнего Востока. Они встречаются в вышивках полотенец, изделиях из металла, иконах, резьбе, лубочных картинках, росписях крестьянских жилищ. Львами украшали прялки, рубеля, дуги, сундуки, заборки, пряничные доски.
Каким образом этот обитатель саванны попал на Русский Север? Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также олицетворял мощь, власть, великодушие, благородство и ум. По древнему поверью считалось, что лев спит с открытыми глазами, поэтому ему доверяли как неусыпному воину. Как знак силы, владычества над всем миром, лев изображался рядом с правителями государств. Он также являлся стражем дверей и ворот храмов от зла и нечистых на руку людей.
На территории Вологодской области изображения львов чаще всего встречаются в росписях восточных районов: Харовского, Тотемского, Тарногского, Кичменгско-Городецкого, Великоустюгского. Символ льва можно увидеть на изразцах Спасо-Прилуцкого монастыря, в вологодских купеческих домах, а также на сохранившихся фресках сельских храмов.
В представлениях наших предков «характер» зверя не имел черт свирепого и злого хищника. В росписях крестьянских художников лев прыгает и резвится на цветущем лугу, его очеловеченная мордочка лишена суровости, а оскаленная пасть чем-то напоминает улыбку. Высунутый из пасти язык, скошенный в сторону глаз, торчащие уши и задорная кисточка хвоста придают ему вид щенка, который, кажется, сейчас разразится звонким лаем.
В харовских росписях львы разнообразны и неповторимы, некоторые животные напоминают котов – сильные мягкие лапы изящно изогнуты, черные волнистые скобочки-штрихи напоминают кошачью шерстку.
Когда смотришь на тотемских львов, приходят на память львы, украшающие стены церкви Покрова на Нерли, буквицы старинных рукописных книг. Движения схвачены живо, правдиво. На задних лапах зверь стоит крепко, уверенно, а передними лапами как будто перебирает. Некоторые львы необыкновенно напоминают усатых мужичков и даже… царя Петра Первого.
В Кичменгско-Городецком районе в ХХ веке работал И. Г. Чернышов, который обладал блестящей техникой письма, был великолепным колористом. Его излюбленной темой были львы, которых он помещал на перегородках, прялках, коробах, опечьях. В изображениях львов он достиг большой выразительности (некоторые из его работ сейчас находятся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника).
В вышивках также встречаются изображения львов (барсов). Животные изображаются в профиль, как бы застывшими, с грозно поднятой когтистой лапой, они окружены розетками, крестами, ромбами. Скорее всего, здесь произошло замещение древних языческих образов поздними христианскими символами.
Искренность, выразительность, радостное восприятие мира – все это исключительно ярко проявляется в изображении льва мастерами народного искусства.
Информация Центра народных художественных
промыслов и ремесел «Резной Палисад»