Передо мной лежит ксерокопия программы спектакля «Женитьба» Вологодского городского театра от 2 декабря 1915 года. Тогда тоже была среда. Привычное, за исключением стиля оформления, перечисление исполнителей и действующих лиц. Но взгляд внимательного театрала и на одной странице отметит много особенностей, отражающих эпоху столетней давности.
Из программки мы узнаём, что в 1915 году в Вологде работал не репертуарный театр, а сборная труппа актеров; антрепризу держал А.П. Вяхирев. Отметим, что уже существовала профессия режиссера, даже был и помреж, хотя именно этот спектакль поставлен одним из участвующих в нем актеров, а настоящий режиссер решил проявить себя в роли Подколесина. Сейчас ответственную постановку классической комедии наверняка взял бы себе главный. Ушла в прошлое профессия суфлера, но пожилые вологжане помнят, что в старом драмтеатре на Октябрьской улице, еще не перестроенном под ТЮЗ, в середине авансцены возвышалась небольшая будочка, где «прятался» суфлер. Сто лет назад без него было не обойтись: спектакли, что мы видим из анонсов, пеклись как пирожки.
Радует, что сейчас на постановку не нужно получать разрешение полицмейстера Четыркина. Хотя обойти цензуру было, видимо, достаточно легко. Знаменитейший впоследствии Павел Орленев вошел в историю русского театра, исполнив на вологодской сцене роль Освальда в драме Ибсена «Привидения», только потому, что в программке название запрещенной пьесы было заменено на «Призраки»: таковых в списке недозволенных не числилось. А вот утрату оркестра, увеселявшего публику в антрактах, очень жаль. Живая музыка сейчас звучит, наверное, только в оплоте русских театральных традиций – Малом театре. Еще одна утраченная традиция – бенефис актеров. Наша программка приглашает на завтрашний бенефис госпожи Евгеньевой. Еще один штрих времени: часть средств от спектакля шла в пользу «недостаточных учениц 2-й женской гимназии».
Интересно, что спектакли начинались, по современным понятиям, очень поздно, в полдевятого. Пятьдесят лет назад в Драмтеатре вечерние представления начинались уже в полвосьмого, сейчас – еще раньше. Это объяснялось и большим, чем сегодня, числом антрактов. В спектакле «Госпожа министерша», где блистала в лучшей своей комедийной роли прима вологодской драмы М.В. Щуко, антрактов было даже три!
Не будем переоценивать роль театра как кафедры и просветителя нравов. Как сейчас, так и раньше, наряду с классикой ставились и чисто развлекательные пьесы, что видно из анонсов: «Чад жизни», «Маленькая женщина». Но все-таки мы с вами живем в театральном городе Вологде. Программка штучного изготовления под номером пятьдесят семь в оригинале, видимо, цветная, так как украшена веткой с цветами и оттиснута на шелке!
Теги: Александр Сазонов, театр, краеведение