На протяжении столетий платок был неотъемлемой деталью традиционного русского костюма. Не случайно женщина в платке часто становится олицетворением России – вспомнить, например, блоковский «плат узорный до бровей», русские романсы и популярные песни советской эпохи. Платок стал настолько привычной деталью женского гардероба, что сегодня мы не задумываемся о его давней истории. Непременный атрибут национального костюма, платок встречается почти во всех традиционных культурах, становясь их своеобразным символом. Косынка, хиджаб, парео, кашне, фишю, шаль, кустышки, куфия, палантин – все эти разные по стилю, форме и материалу предметы составляют важнейшую часть внешнего облика женщины, а иногда и мужчины. Мода на платки никогда не проходит – меняются цвета, размеры, узоры, но неизменным остается желание украсить свой наряд вещью, дающей массу возможностей для творчества.
На выставке «В платке. Нарядно» представлены традиционные русские северные платки конца XIX – середины ХХ века, со всем разнообразием рисунков, цветовых сочетаний и технологий ткачества. Экспозиция организована в рамках II Международного фестиваля народных промыслов «Голос ремесел», который пройдет в Вологде с 25 по 28 июня и представит полную палитру традиционных народных промыслов. Около 60 экспонатов (все они – из частных коллекций) демонстрируют многообразие фактур и расцветок. Это шелковые, репсовые (полушелковые), гарусные (шерстяные или хлопчатобумажные), шерстяные и знаменитые павловопосадские платки с ручной набойкой.
Экскурс в историю платка провела Надежда Кутекина, хранитель коллекции тканей Вологодского музея-заповедника: «На Руси платок, или плат, стали активно носить с конца XVII века. Плат пришел на смену убрусу – длинному орнаментированному полотну прямоугольной формы, надевавшемуся поверх мягкой шапочки, закрывавшей волосы замужней женщины. В конце XVIII века русская мода осваивает и шали – очень большие платки, которые носили не столько на голове, сколько на плечах. Слово «шаль» персидское, но предмет был настолько освоен, что воспринимается теперь как элемент русской традиции.
Спрос на платки был огромный – женщина с непокрытой головой, как правило, не могла появиться на людях. У молодых женщин в платках преобладали яркие оттенки красного цвета, женщины постарше носили платки спокойных темных тонов. С конца XVIII века крупными центрами платочного производства были Владимирская и Московская губернии; наибольшую славу снискали «барановские ситцы», которые назывались не иначе как «французские» или «аглицкие» – настолько красив и необычен был их рисунок – и павловопосадские платки, известные многообразием узоров и расцветок.
Чрезвычайно востребованы были и темные пестротканые платки, сделанные из очень качественной шерстяной пряжи. Такой платок не только надевали на голову – в него можно было завернуть младенца или укутать больного. Эти платки прошли через миллионы судеб ХХ века, помогая женщине Русского Севера быть нарядной, здоровой и привлекательной.
Стоили платки, как правило, очень дорого. Не случайно в народе было распространено выражение «справить платок», то есть купить ценную вещь, которая будет служить всю жизнь. Это был достойный подарок к свадьбе или иному важному событию. Платки были очень дороги их владелицам, поэтому вещи, прожившие более 100 лет, поражают хорошей сохранностью».
Сегодня платок – это стильный аксессуар, позволяющий сделать яркий акцент в наряде и подчеркнуть индивидуальность его обладательницы. О своей любви к платкам рассказала заслуженный работник культуры Людмила Коротаева: «Платок для меня – это мое настроение. Бывая на ярмарках или в туристических поездках, я не могу удержаться, чтобы не приобрести новый платок, косынку или шарф. Платков у меня много, но я не считаю это коллекцией – для меня это лишь милые вещицы. Хотя среди них есть авторские расписные платки, в том числе подарки Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. Некоторые платки закантованы в раму и украшают интерьер как произведения искусства».
Как смотрятся платки на современных девушках, показали участницы Театра моды «Истоки» под руководством Алёны Ковалевой, продемонстрировавшие разные способы ношения платка. Стилист Майя Сазанова подтвердила, что платок может прекрасно соответствовать последним модным тенденциям. Словно в подтверждение этой мысли многие гостьи явились на открытие выставки в платках, и среди них был проведен импровизированный конкурс, победителя в котором определило авторитетное «жюри» в составе Надежды Кутекиной, Людмилы Коротаевой и Майи Сазановой.
Образ женщины в платке, как известно, вдохновлял и поэтов, и художников. Зрители на выставке могли воочию наблюдать чудо рождения такого произведения искусства. В течение почти двух часов на глазах у зрителей вологодский художник Аркадий Поляков писал портрет девушки в платке, который и представил в конце церемонии открытия.
В ткань вечера были удачно вплетены выступления вологодских музыкантов. Елена Назимова исполнила известный романс «Темно-вишневая шаль», Ксения Палина – песню «Синий платочек», а саксофонист Сергей Кузнецов поразил собравшихся джазовой импровизацией с «цитатами» из знаменитых песен о платках.
Выставка «В платке. Нарядно» будет работать в центре культуры «Красный угол» с 3 по 18 июня и с 22 июня по 2 июля в рамках II Международного фестиваля «Голос ремесел». Время работы – ежедневно с 10.00 до 19.00 (без выходных).
Теги: выставка, Красный угол, Голос ремесел