Всемирная выставка экслибриса работает в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи. В экспозицию вошли книжные знаки художников из 39 стран мира, выполненные в 2014 – 2016 годах.

Работа с иностранным экслибрисом – для Вологды не новое явление: первая выставка зарубежных книжных знаков в галерее состоялась еще в 1964 году. Семен Ивенский, в то время директор ВОКГ, неоднократно предпринимал попытки организации персональных выставок ведущих мастеров гравюры малой формы, среди которых бельгийский автор Герард Годуэн, итальянец Ремо Вольф, немецкий художник Вернер Клемке. Сейчас у вологжан и гостей города есть редкая возможность составить представление о современном мировом экслибрисе. Этот небольшой экскурс открывает серию публикаций о грандиозной экспозиции экслибриса, работающей сегодня в Вологде.

Экспозиция в ВОКГ строится по алфавитному принципу: в верхних залах расположены работы графиков от Аргентины до России, в нижних – от Польши до Японии. Каждый автор мог отправить до 5 экслибрисов, и создатели экспозиции стремились для каждого художника подготовить свою раму и представить каждую страну наиболее полно. «Своеобразие выставки в том, что она объединяет очень разнообразный материал, и на ее фоне можно проследить национальные художественные особенности европейских стран, отметить своеобразие восточного экслибриса, заострить внимание на темах, значимых для художников нашей страны», – отмечает директор ВОКГ Владимир Воропанов.

Открывает выставку обширный раздел, посвященный болгарским художникам. «На Всемирном конгрессе экслибриса в Вологде Болгария заявила о себе достаточно громко. Болгары показывают большой объем работ, в Доме Корбакова открыта персональная выставка художника из Варны Роберта Барамова, его соотечественник из Софии Юлиан Йорданов стал лауреатом конгресса, – рассказывает Владимир Воропанов. Болгарский экслибрис, по его словам, отличает народно-фольклорный характер. – Вообще тренд мирового экслибриса – это развитие сюжетно-тематической уникальности. У нас был период, когда создавались экслибрисы эмблематические, был всплеск интереса к беспредметным нефигуративным композициям, но сейчас ценится и покупается экслибрис, имеющий некий сюжетно-тематический образ, передающий картинку бытия. Для Болгарии это, прежде всего, классическое античное наследие, это мир песни, сказки, веселья, моря, находящийся на стыке старины и современности».

Востребованность такого направления, как фантазийный или фантастический реализм, определяет интерес к отдельным художникам. Лауреат второй премии Юлиан Йорданов был отмечен на конгрессе «за высокий профессионализм исполнения, сюжетно-тематическую содержательность, глубину раскрытия общечеловеческих культурологических образов».

«Он, как и многие стремится работать с конкретными образами, однако их подача имеет преображенный характер. Это сюжеты, полные иносказания, тайны, романтики. Его образы – героические или мечтательные, а экслибрис превращается в узел эмоциональных связей. Как и весь болгарский раздел, его работы отличает южный романтический характер», – рассказал о художнике Владимир Воропанов.

Более 10 художников представляют еще одно государство с богатым культурным наследием – Италию. Экслибрисы этой страны отличает раскованная мечтательность, чувственность, цветность.

Интересны экслибрисы художников, стремящихся создать свой автопортрет. Так, Марианна Антоначчи запечатлела себя, современную женщину, в окружении старинных предметов, книг Бокаччо и Данте. «Человек как бы в сновидениях, пытается проникнуть в суть материи, предметов, находящийся в окружении философов – это особая волна неоклассического мышления, которая отличает итальянских художников», – комментирует Владимир Воропанов.

Южный колорит отражает и турецкий раздел. На выставке представлены работы 44 художников из страны, где проходил 33 Всемирный конгресс экслибриса. Для турецкого экслибриса характерна цветность, тема моря, путешествий, южной неги. Кроме того, книжный знак этой страны имеет женское лицо: большинство художников – представительницы прекрасного пола, 16 из них посетили Вологду во время конгресса. Во многих экслибрисах виден привлекательный, чарующий образ восточного мира, который передается в изображении женщины. Еще одна отличительная особенность современного турецкого искусства – развитие компьютерной графики, акцент на современных техниках книжного знака (например, работы Пекташа Хасипа).

Художник из Элазира Аслан Измаил получил на конгрессе специальный приз «за мастерство исполнения, яркое образное раскрытие тем и образов национальных художественных культур России и Турции». Экслибрис, созданный автором, изображает Кремлевскую площадь Вологды.

Всемирная выставка экслибриса работает до 16 октября.

Теги: экслибрис, ВОКГ, Всемирный конгресс экслибриса
Юлия Шутова

Новости по теме