Концерт оркестра духовых инструментов «Классик-модерн бэнд», посвященный памяти Валерия Гаврилина, состоялся в «Русском доме». Композитор и земляк ушел из жизни 28 января 1999 года, однако его произведения вечны и неизменно привлекают исполнителей.
«Музыкальный критик Дмитрий Вернадский назвал Гаврилина одним из самых непонятых гениев русской музыки XX века, – рассказала искусствовед, заслуженный работник культуры Наталья Серова. – Валерий Александрович был удивительно разносторонним художником: и композитором, и фольклористом, и теоретиком, и писателем, и, что очень важно, он был патриотом. Недавно исполнилось 50 лет первому его сочинению – “Русской тетради”».
Произведения Гаврилина остаются в сердце. Его вокальный цикл «Немецкая тетрадь», написанный под влиянием Гейне, – красивая и содержательная музыка. Песни, среди которых «Мама», «Два брата», «Жила-была мечта», исполняются регулярно. А балет «Анюта» стал настоящим международным хитом. Все это венчают великолепные «Перезвоны», запечатлевшие трагедию XX века.
«Музыка Гаврилина – это та музыка, которая возвращает нам чувство подлинности. И когда ему выделили премию как выдающемуся деятелю отечественной культуры, он был единственным, кто отказался её принять, он не мог позволить себе жить лучше, чем народ. Человеческий дар Валерия Александровича был равен его масштабу великого художника», – отмечает Наталья Серова. В одном из интервью Гаврилин сказал следующее: «Милые мои земляки! Если мы хотим жить счастливо, то наперекор всему: своему настроению, своей бедности, своим тревогам – старайтесь делать добрые дела». Это дружеское напутствие Валерия Александровича и сегодня актуально для всех.
Оркестр «Классик-модерн бэнд» исполнил для слушателей музыку Валерия Гаврилина: «Большой вальс» и «Тарантеллу» из балета «Анюта», а также «Батюшковский вальс», «Мушкетеры» и «Тореадоры» – сочинения, которые, кроме оркестра «Классик-модерн бэнд», никто из духовых оркестров не исполняет. Программа концерта отличалась насыщенностью: прозвучали произведения как русских (Г. Свиридова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Бородина), так и зарубежных (Т. Альбинони, Дж. Каччини, В. Беллини, Д. Верди, Ш. Гуно) композиторов. В концерте в качестве солистов приняли участие лауреат международных конкурсов Ирина Муратбекова (сопрано) и лауреат всероссийского конкурса Виктор Кузнецов (баритон), которые дополнили музыкальную часть исполнением вокальных произведений. В заключение под бурные овации зала оркестр исполнил на бис знаменитую «Тарантеллу» из балета «Анюта».
С художественным руководителем оркестра «Классик-модерн бэнд», заслуженным артистом России Виктором Кочневым побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.
Виктор Леонидович, как вам удается поддерживать оркестр в такой высокой исполнительской форме?
В нашем городе культура игры на духовых инструментах имеет давнюю историю, и нам удалось сохранить всё лучшее, что оставили наши предшественники. Но буду откровенен – состав неоднороден: есть люди различной квалификации. Чтобы оркестр производил впечатление цельного коллектива, приходится много репетировать – по три часа три раза в неделю. Также музыканты занимаются индивидуально по определенному графику.
Насколько стабилен состав коллектива?
Состав коллектива достаточно стабилен – около сорока человек, но разнообразен по возрасту – в нём играют и 18-летние музыканты-студенты, и исполнители с 50-летним стажем.
Как вы можете оценить оснащенность оркестра музыкальными инструментами, их качество?
Инструменты представлены во всём многообразии, что позволяет нам играть любую музыку. Благодаря городской администрации нам удалось создать парк инструментов мирового класса. В оркестре есть инструменты, которых в стране – единицы. Например, два уникальных немецких баритона. У нас замечательные саксофоны, кларнеты и трубы французских фирм.
Возникают ли какие-либо сложности при формировании репертуара?
Формировать программы концертов духовых инструментов очень сложно: если музыкальный материал симфонической музыки абсолютно доступен, то с нотным материалом духовых оркестров ситуация обстоит по-другому – многих нот невозможно найти, либо они существуют в аранжировках, которые можно приобретать или заказывать за дополнительные средства. Музыкальные издательства не выпускают ноты для духовых инструментов с 1990 года. И только благодаря обмену нотами с коллегами из других городов мне удается пополнять репертуар.
Что для вас музыка, и как вы относитесь к музыке Гаврилина?
Настоящая музыка – живая и серьезная, та, которая делает человека лучше. Если музыка несет элемент гуманизма, она будет его лечить. Остальная же может развлечь, увлечь, отвлечь, но при этом действует разрушающе. Что касается творчества Валерия Гаврилина, то моё отношение к его музыке самое почтительное. Гаврилин, на мой взгляд, – последний крупный русский композитор. Музыкальный язык Валерия Александровича настолько понятен. Но на самом деле это та великая простота, которую и воспроизвести, и воспринять – само по себе достижение как для исполнителя, так и для слушателя.
Теги: Валерий Гаврилин, филармония, Классик-модерн бэнд