У каждого театрального человека – свой путь в театр. У Яши Рубина, «читающего, библиотечного мальчика», он начался с балета. Несколько лет будущий режиссер занимался в балетной студии у Виталия Постникова, ученика знаменитого балетмейстера Макса Миксера. Окончив школу, отучившись один курс в институте культуры в Москве (хотел стать хореографом) и отслужив в армии, Яков Рубин в начале 90-х оказался в Вологодском ТЮЗе у Бориса Гранатова в качестве балетмейстера. Параллельно учился в Щукинском театральном училище, затем в ГИТИСе на режиссера драмы. А потом возникла идея сделать новый театр, живущий и работающий совершенно иначе, чем большие репертуарные государственные театры. И вот четверо ТЮЗовцев – Яков Рубин, Ирина Джапакова, Всеволод Чубенко и Ирина Волкова – ушли в свободное плавание.

За это время в жизни театра было всякое: создан он был как «театр без вешалки» и одно время представлял собой настоящую бродячую труппу, которая репетировала и играла спектакли на самых разных площадках. Затем в течение пяти лет артисты обитали в здании бывшего банка на Кремлевской площади, где сегодня располагается Музей кружева, и зал со стенами красного кирпича стал их главной и любимой сценой. Потом в здании начался ремонт, и для театра опять наступило время скитаний, когда репетиции проходили где придется, в основном на квартире у режиссера Якова Рубина, а спектакли шли в Доме актера, в галерее «Красный мост» и везде, куда их пускали. Семь лет назад Камерный театр наконец-то «причалил» к берегу – обрел собственное помещение на улице Ленина, которое труппа отремонтировала собственными силами. Как только ни кидали бурные волны жизни «лодку» Камерного драматического театра: поиски и обретения собственного дома-сцены оборачивались периодом бездомности или неопределенности, а маленькая труппа не раз почти распадалась, но тут же возникала вновь…

Cultinfo всегда внимательно следил за творческими поисками театра, который почти два десятилетия, несмотря ни на что, держится на плаву. И, поздравляя Якова Романовича с пятидесятилетием, мы вспоминаем моменты наших интересных бесед. Нам кажется, что мысли режиссера об актерском ремесле и об искусстве театра скажут о нем больше, чем перечень достижений КДТ.

О театре

«Мы художники в широком смысле этого слова: сами создаем свою судьбу. Ведь театр расположен не в пространстве, а во времени; это не крыша и стены – это люди. Театр как живопись на воде: сейчас виден рисунок, а через какой-то миг его уже нет…».

Об актере

«Актер – это творец, после которого ничего не остается. Образ, созданный им на сцене, одновременно впечатляющ и неуловим. Актер – художник, который сам же и является своим произведением, всё его искусство – в нем самом. В этом и трагизм профессии, и ее высокая духовная суть».

«Монодрама – программное направление для камерного театра. Это особый жанр, требующий от актера не только высокого владения мастерством, но и большой духовной работы, потому что в одиночку находиться на сцене может только серьезная личность. Как режиссер, я приветствую появление таких спектаклей, и мне хотелось бы, чтобы моноспектакль был в репертуаре каждого нашего артиста».

О режиссере

«Раньше я в большинстве случаев думал о самой пьесе, а не об артистах. Сегодня, наоборот, во главу угла ставлю возможности актера: внешние данные, ментальность, тайну, которую он скрывает глубоко внутри. Если актер сам нашел какое-то произведение и «горит» им, то его обязательно нужно попробовать поставить. Гасить такой огонь нельзя – ведь это очень мощная энергия, состояние, похожее на влюбленность. И я как режиссер смотрю, что из этого получится. Хороший спектакль можно сделать даже из газетной статьи. Текст в театре имеет второстепенное значение – он просто организует действие. Зрители вряд ли вспомнят потом отдельные слова, а вот ощущение от общения с актерами обязательно останется.

«Универсального рецепта спектакля у меня нет – и это очень хорошо. Спрогнозировать, каким получится тот или иной спектакль, практически невозможно. Мне кажется, что даже если бы такой рецепт существовал, то главное мастерство режиссера состояло бы в том, чтобы… не пользоваться им. Не ходить одной и той же дорогой, не пытаться открыть все двери одной отмычкой. Нужно каждый раз придумывать что-то совершенно новое – иначе нельзя».

О дружеском плече

«Работа в маленькой команде невозможна без позитивного и дружелюбного отношения друг к другу – без денег возможна, а без этого – нет. С чего мы начинали? С прекрасной, но недальновидной идеи о том, что театр нужен всем. Пуститься на такую авантюру можно только не зная, с какими трудностями придется столкнуться».

О зрителе

«Кто несет главную нагрузку в спектакле? Думаю, что это не артисты – это зрители. Артисты поглощены проживанием жизни своих героев, между ними идет настоящий поединок, а все море страстей, бушующих на сцене, обрушивается на зрителя. Вообще обращаясь к классическим сюжетам, мы всегда стараемся рассказать их как истории про нас самих и про тех, кто сидит в зрительном зале. И если это интересно нам, значит, обязательно будет интересно кому-то еще».

Теги: Яков Рубин, Камерный драматический театр
Редакция cultinfo

Новости по теме