Поводов поговорить с актером было несколько: это и наступающий Год театра, и 50-летие творческой деятельности Анатолия Ивановича, и 45-летие первой публикации пьесы Василия Белова «Над светлой водой», и постановки спектаклей по произведениям Белова на вологодских сценах, в которых играл Анатолий Михасик.
Анатолий Иванович перебирал сохранившиеся с давних лет афиши, программки и фотографии тех лет и рассказывал вместе с супругой о своей пятидесятилетней театральной жизни, о любимых режиссерах и постановках, о современном театре, театре-студии «Визави» (ДК «Речник»), которым он до сих руководит, о встречах с В. И. Беловым.
В пьесе из трех действий «Над светлой водой», которая была поставлена на сцене Вологодского драматического театра в 1974 году и 20 лет украшала репертуар театра, актер сыграл одну из главных ролей – роль молодого деревенского парня Ивана, влюбленного в соседку Дашу. Более 270 раз актеры В. В.Сафонов, Л. В. Филиппова, М. В. Щуко выходили на сцену театра, спектакль с 1974 года был включен в гастрольные. Он объехал много городов России: Череповец, Днепропетровск, Ульяновск, Киров, Челябинск, Свердловск, Ижевск, Житомир, Керчь, Кривой Рог, Симферополь, Ворошиловград, Сумы, Калинин, Жданов и др. В мае и сентябре, по воспоминаниям Анатолия Михасика, его показывали в городах Вологодской области, причем гастроли по области сильно отличались от тех, что были в больших городах России, Украины: во время поездок приходилось быть не только актером, но и помощником режиссера, осветителем, оформителем сцены и прочее. Кроме того, в шесть часов вечера в районах совершенно невозможно было собрать взрослую аудиторию – к шести подходили только дети и старики, а взрослые освобождались от хозяйственных работ после 22 часов.
В сказке «Бессмертный Кощей» Анатолий Михасик выступал на сцене драматического театра вместе со своей супругой Ниной Скрябковой, он в роли Кощея, она – Бабы-яги. Супруги рассказали: «Сюжет и тема «Бессмертного Кощея» и тогда и сейчас остаются актуальными. Сам жанр сказки-притчи почему-то не пошел. Найти много зрителей в Вологде, которые придут на взрослую сказку, было нереально. Другое дело в Москве. И приходили тогда в основном студенты». Нина Николаевна продолжила: «А уж как я сопротивлялась играть роль Бабы-яги! В тридцать семь лет я играла столетнюю старуху. Сейчас я пришла к абсолютному расположению к спектаклю, я люблю эту роль. Легко было запоминать роль, беловские стихи, легко было с актерами. Я помню, насколько спектакль был красивым, было потрясающее оформление. У этой пьесы еще точно впереди будущее. Она еще не услышана читателем и зрителем».
В начале 2000-х Анатолий Михасик, будучи руководителем театральной студии «Визави», поставил с учениками спектакль по рассказам Василия Ивановича Белова, который в 2008 году был показан вологодскому зрителю и получил много положительных отзывов. Спектакль назывался «Колыбельная».
В камерной обстановке музея актер рассказал о трудностях творческого труда и сложном этапе жизни в 90-е годы, когда приходилось работать сразу на пяти работах и думать только о том, как выжить. Он поведал о своих театральных вкусах и предпочтениях, давней мечте сыграть Сирано де Бержерака, признался, что до сих пор его любимая музыка – диксиленд, так называемый «горячий» джаз, который он слушает каждое утро, потому что у джазовых музыкантов есть свобода импровизации, свой оптимистичный взгляд на музыкальную тему и порой совершенно неожиданная подача уже известной музыки. И в чем-то эта игра, признался актер, близка актерской, которая иногда преподносит неожиданные открытия зрителю и самому актеру: «Джазовый музыкант может играть все что угодно, как и хороший актер может подать знакомую мелодию так, что она становится совсем другая. И привычное открыть по-другому».
Теги: музей-квартира Василия Белова