Студия «Кружевные узоры» вологодского Центра народной культуры представила отчетную выставку. Под руководством мастера народных художественных промыслов Марии Медковой с сентября по январь в студии бесплатно занимались 20 вологжанок пожилого возраста – от 55 лет и старше. Это стало возможным благодаря победе ЦНК во всероссийском конкурсе «Активное поколение».
За пять месяцев те, кто начал обучение с нуля, научились плести основные элементы и создали первые салфетки, а участницы с хорошим уровнем подготовки изучали усложненные приемы плетения (тесемки, различные виды насновок, использование цвета в кружевных изделиях). Две ученицы студии приняли участие в городском конкурсе «Сохраним родное», а Наталья Соколова провела мастер-класс по кружевоплетению на открытии Международного фестиваля «Свидание с Россией» в Вологде. Одной из центральных работ на отчетной выставке стал «Кружевной калейдоскоп», который участницы создали вместе с ребятами из детской студии кружевоплетения ЦНК.
«Несмотря на то что некоторые работы совсем небольшие, для нас они громадные, – рассказывает Мария Медкова. – Пять месяцев для освоения кружевоплетения – маленький срок. Когда приходят ко мне в студию, часто спрашивают, сколько нужно учиться. Года два, три, четыре, а вообще всю жизнь! На выставке есть и панно с конкурса «Серебряная коклюшка», и изделия, восстановленные по сколкам 1950-х годов, – работы мелкие, кропотливые, очень сложные. Для «Кружевного калейдоскопа» дети плели кружки, а взрослые – квадратики; одинаковых нет. На выставке мы показываем и «домашнюю работу» – то, что было сделано не только за эти пять месяцев, но и раньше». Мария Чеславовна пообещала, что не даст расслабиться кружевницам, которых впереди ждут фестивали, и первый из них – «Волшебная ниточка» в Шексне.
Отчетная выставка – праздник для участниц студии. За пять месяцев каждая из них стала ближе к своей мечте – у кого-то это было робкое «просто попробовать», а у кого-то, например у Натальи Соколовой, – создать что-то масштабное, и теперь ее кружевное пончо украшает выставку.
«Хочется выразить искреннюю признательность Фонду Тимченко за то, что помог пенсионерам открыть новую страничку в жизни. За эти пять месяцев мы стали не только коллегами, но и подругами», – рассказала Елена Зубкова. За возможность общения с творческими людьми и за обучение новым приемам и способам плетения поблагодарила Тамара Сенченко.
Елена Егина призналась, что когда была маленькой девочкой, то часто бегала в «Вологодские сувениры», которые тогда находились на улице Ленина, и смотрела на шикарные жилеты, накидки и пелерины: «Но я никогда не думала, что могу быть к этому причастна. На пенсии появилось свободное время, и я стала размышлять, чем бы мне заняться. И, может, это похоже на сказку, но мне приснилось, что я должна плести кружева. Узнав о бесплатной возможности, а для пенсионеров, к сожалению, это очень важно, я пришла попробовать и проверить, могу ли я это».
Наталья Рафиева родилась в Таджикистане, а ее бабушка была вологжанкой. И даже уехав далеко от родины, кружевоплетение она не забывала: «Бабушка моя плела на весь поселок, вся школа ходила в ее воротничках и манжетах. Я мечтала научиться плести, а теперь хочется научить этому внуков и правнуков».
Любовь Кукушкина занимается разными видами рукоделия, но ей всегда «хотелось испытать себя» и освоить кружевной промысел. Красота вологодского кружева спасает в минуты одиночества, считает она: «У каждого наступают моменты печали, и мне очень помогла эта студия. Искусство, работа с прекрасным нужны пенсионерам».
Ольга Мингалева известна вологжанам как руководитель студии лоскутного шитья «Лепота». Свое участие в студии «Кружевные узоры» она объяснила так: «Когда человек начинает заниматься творчеством, ему хочется объять необъятное. И после занятий у меня далеко идущие планы – собираюсь попробовать печворк в кружеве. Когда увидела работу «Кружевной калейдоскоп», сразу сказала Марии Чеславовне, что это готовый лоскут! Участие в студии – это и общение с людьми, которые «одержимы» таким прекрасным промыслом, как кружевоплетение».
Велия Бекряшева никогда не думала, что будет плести кружева, почти всю жизнь она жила на крайнем севере, только недавно переехала в Вологду. Работы мастериц ее всегда восхищали, и когда появилась возможность заниматься у Марии Медковой, Велия Александровна решилась: «Моих работ на выставке пока нет – я на начальной стадии. Кружевоплетение очень сложное. Я прочитала про него такую фразу: “Для кружевоплетения необходима известная степень умственного развития и довольно высокая степень искусства”. По-моему, этим всё сказано».
Татьяна Коряковская почти 30 лет учила кружевниц и художников, а когда узнала, что появилась студия «Кружевные узоры», то это стало для нее возможностью повысить квалификацию и создать новые изделия.
Тамара Золотова рассказала, что только в прошлом году у нее появилась возможность «прикоснуться к нежному вологодскому кружеву», хотя плести она мечтала с детства. Вологжанка поделилась, что сейчас мечтает создать кружевной жилет и гордо сказать, что сделала его сама.
Работы кружевниц, «современные и технологически сложные», высоко оценила старший научный сотрудник Вологодского музея-заповедника, хранитель коллекции кружева и тканей Надежда Кутекина: «Изделия вызвали восторг – в работах любой сложности нет «вялости», слабого плетешка, невыполненной насновки. Именно высокое качество и отличает вологодский кружевной промысел».
Директор Центра народной культуры Лариса Мартьянова отметила, что бесплатное обучение участниц студии продолжится за счет областных средств – до конца апреля для них будет проводиться одно занятие в неделю.
Завершилось открытие выставки показом коллекции одежды и аксессуаров из кружева «Мелодия любви». Это дипломные работы выпускниц Губернаторского колледжа народных промыслов под руководством преподавателя Оксаны Кирилловой.
Теги: ОНМЦК, кружево