Проект «Беловский круг Генриха Асафова» в Музее-квартире Василия Белова продолжился выставкой портрета одного из самых близких друзей Белова – Василия Шукшина.
Этот портрет, как и почти все портреты, Генрих Асафов писал не с натуры. Даже больше – он писал его спустя несколько лет после смерти Василия Макаровича: Шукшин умер в 1974-м, а Асафов взялся за эту работу в 1981-м. Наверное, поэтому портрет стал не просто попыткой запечатлеть образ – он стал попыткой осмыслить путь человека, передать его мироощущение, его мысли и чувства. «В этом портрете чувствуется шукшинский характер и его вечная напряженность», – заметил на открытии выставки писатель Александр Цыганов.
Двух Василиев – Белова и Шукшина – объединяло и роднило многое. Белов писал в воспоминаниях: «Так называемое…писательское кредо было выработано мною не без помощи Макарыча». А сибиряк Шукшин полюбил Север, Вологодчину не без помощи Белова, у которого часто и подолгу гостил. «Их связывали не только яркие истории встреч и полученные от них эмоции – знакомство в Москве, общие поездки в Тимониху, путешествие по Вологодской области, потерянные в поезде рукописи – шукшинского киносценария и повести «Плотницкие рассказы», съемки фильмов и прочее, – рассказывают сотрудники Музея-квартиры Белова. – Их связывала крепкая мужская дружба. Им и молчать было приятно друг с другом, и писать письма, поддерживающие теплый дух дружбы».
Василий Белов был одним из первых, кто разглядел недюжинный литературный талант Шукшина. Он прямо говорил ему, чтобы тот занимался писательской деятельностью, а не «киношной чепухой». Однако тот факт, что именно благодаря киноработам Шукшин стал известен и любим людьми из самых разных общественных слоев (включая и обитателей «мест не столь отдаленных»), позволяет сказать, что Белов все-таки был не совсем прав, ревнуя Макарыча к кино. По-настоящему талантливый, Шукшин одновременно хорошо и писал, и снимал фильмы.
Так получилось, что разговор на открытии выставки свернул именно на «киношную» деятельность Шукшина и шел вокруг фильма «Калина красная», снимавшегося на Вологодчине – в Белозерске, в деревне Садовая (нынче – Мериново) Белозерского района и на «Вологодском пятаке» вблизи Белозерска – исправительной колонии особого режима для пожизненно заключённых.
Воспоминаниями о том, как проходили съемки фильма «Калина красная», поделилась работавшая в то время в колонии Нэля Грушина, ныне пенсионерка, участница хора «Калина красная»: «После съемок на нашем острове Огненный Шукшин пригласил работников колонии и местных жителей прийти в клуб и посмотреть отснятые материалы. После просмотра стали обсуждать, что оставить в фильме, что вырезать. Местным даже удалось отстоять несколько эпизодов. В частности, момент, когда Егор Прокудин идет по мосту от острова Огненный, из колонии, и один из солдат смотрит ему вслед. На самом деле во время съемок фильма солдатам запретили выходить на мост, но один из солдат почему-то не послушался и вышел. И он с таким сожалением смотрел вслед герою, так всем понравился, и мы уговорили, чтобы солдатик вошел в картину. После этой беседы в клубе нам сказали, что вечером те, у кого есть лодки, могут приехать на остров – будем жечь костер, ловить рыбу, варить уху – привечать Шукшина. У нас там ведь много островов было. Там, где жили осужденные – остров Огненный, где жили работники колонии – остров Сладкий. А кроме этого были остров Любви, остров Делай-что-хошь и много других. И на одном из островов устроили такой «пикник», где все мы смогли познакомиться с Шукшиным поближе. Это такой простой человек! Веселый, компанейский. Они были с женой, она все его звала обратно в гостиницу, мол, здесь комаров много, а он сидел и разговаривал, разговаривал с нами, рассказывал о фильме, расспрашивал нас о житье, пел песни».
Писатель Александр Цыганов, сам в свое время после окончания филфака пединститута ушедший работать в колонию усиленного режима, сказал, что на это его непростое решение каким-то образом повлияли первые рассказы Василия Шукшина, его программное: «Нам бы про душу не забыть». Благодаря усилиям Цыганова 17 невинно осужденных были помилованы Верховным судом. А бывший оперативник Петр Каминный рассказал о том, как в 1998 году создавался народный проект «Калина красная», вдохновленный фильмом Шукшина: «За четверть века моей работы в органах внутренних дел я постоянно встречался с людьми, попавшими в похожу ситуацию, что и Егор Прокудин из шукшинского фильма. 20 лет назад у нас возникла идея создать сообщество, где встретились бы, с одной стороны, бывшие заключенные, с другой – люди, которые сочувствуют и готовы помогать им. Эта деятельность требовала какого-то духовного наполнения, и решение родилось само собой: здесь должен быть Шукшин и «Калина красная». Чтобы зарегистрировать организацию официально, нужно было согласие наследников Василия Макаровчиа – так получилось, что как раз в это время со спектаклем в Вологду приехала вдова Шукшина Лидия Николаевна. Она нас внимательно выслушала, поняла, что наши намерения серьезны, и дала свое согласие».
Подробно о киноработах Шукшина, о съемках «Калины красной», о белозерском кинофестивале с таким же названием рассказала киновед Татьяна Канунова, автор книги «Кино Вологодчины». Татьяна Николаевна заметила, что впервые в истории советского кино фильм об уголовнике стал лауреатом Ленинской премии – высшей награды в стране.
Выставка портрета Василия Шукшина продолжает проект Музея-квартиры Белова «Беловский круг Генриха Асафова»: несколько месяцев здесь будут выставляться портреты известных писателей кисти Асафова, связанных творческими и дружескими узами с Василием Беловым. Первым был представлен портрет самого Белова, вторым стал портрет Василия Шукшина, который можно увидеть в музее до 8 августа. Следующим будет представлен портрет Валентина Распутина.
Музей-квартира Белова находится по адресу: г. Вологда, ул. Октябрьская, 10, кв. 4. Тел. +7(921)142-08-56, +7(921)126-14-23. Посетителям выставки также проведут экскурсию по музею.
Теги: музей-квартира Василия Белова, Генрих Асафов, Василий Белов, Василий Шукшин