Выставку «Необыкновенные истории обыкновенной ложки» из Владимира в Вологду привезла обладательница самой большой коллекции ложек в России и в мире Татьяна Пикунова.
Казалось бы, ложка, что в ней такого? Ежедневно мы не раз берем в руки этот знакомый с детства предмет, но мало кто из нас задумывается, что у него может быть богатейшая история и масса разновидностей. Практически всё о ложках знает их собиратель (именно этим словом она предпочитает себя называть) из Владимира Татьяна Пикунова. Коллекционировать ложки она начала с необычного подарка от мамы на 16-летие – набора ложек великоустюгского завода «Северная чернь». И на протяжении 25 лет ее коллекция постоянно пополняется новыми удивительными экземплярами – сегодня в ней 17,5 тысяч ложек. Четыре года назад увлечение Татьяны привело к созданию частного Музея ложки во Владимире. В Вологду Татьяна Пикунова привезла лишь малую часть своей коллекции – около 1000 ложек, но каждая из них уникальна – у каждой своя история, недаром выставка в Юго-Западной башне Кремля называется «Необыкновенные истории обыкновенной ложки». Сегодня Татьяна работает в новом направлении – собирает обычные ложки необычных (известных) людей.
Коллекция ложек Татьяны Пикуновой считается самой крупной в России и в мире. Татьяна ведет большую научную работу на основе своей коллекции. В ее музее представлены предметы из 150 стран мира. Они сделаны из серебра, олова, дерева, ореха, фарфора, мельхиора и имеют различное назначения (рождественские, коронационные и др.). Есть ложки авторские, ложки мастеров-поставщиков династии Романовых, фабричные. Выставка «Необыкновенные истории обыкновенной ложки» уже успела побывать в Архангельске, Переславле-Залесском, Рыбинске, Иванове, Кинешме, а сейчас будет радовать и удивлять вологжан. «Цель этой выставки – показать ложку с другого ракурса, – отметила Татьяна Пикунова. – Не всегда этот предмет выполняет ту роль или ту функцию, к которой мы привыкли в обычной жизни». Она провела экскурсию по выставке.
Ложка – старинный предмет, который был найден еще на раскопках древнего Египта, Греции. В России первые серебряные ложки были отлиты в 998 году по приказу князя Владимира. Долгое время этот столовый прибор был роскошью. В крестьянской среде ложки вырезались из дерева, существовала даже профессия ложкаря. Ложкарным городом считался Семёнов (Нижегородская область). В 1900-м году на международной выставке во Франции семеновские мастера удивляли публику – всего 11 минут требовалось им, чтобы вырезать ложку. И знаменитое выражение «бить баклуши» пошло как раз от этого ремесла, ведь, чтобы вырезать ложку, нужно было отколоть от бревна деревянную чурочку – баклушу. Про того, кто строгал с утра до вечера баклуши, то есть занимался самой простой работой, говорили: «Ничего не делает, баклуши бьет».
Расписные деревянные ложки становились предметом искусства. Всем известна роспись под хохлому. Есть близкая к ней владимирская роспись, отличие – в отсутствии золотого фона, вместо него сохраняется цвет дерева, ведь древесина сама по себе имеет приятный теплый оттенок. Есть на выставке витрина с загадкой – посетитель, присмотревшись, должен отыскать среди хохломы притаившуюся владимирскую роспись. Еще один любопытный вид росписи – «тычок безымянным пальцем», его использовали, когда нужно было написать на ложке гроздь рябины. Этот прием был зарегистрирован на фабрике, и его используют по сей день.
В витрине «А у меня такая есть», рассматривая экспонаты, каждый посетитель обнаружит, что среди его столовых приборов есть ложки с подобным рисунком. Они выпускались в советское время и до сих пор производятся на старейшем в России заводе купца Кольчугина во Владимирской области. Среди самых популярных мотивов орнаментов – «Серебряная роза» и «Пламя».
Витрина «Необыкновенное применение обыкновенной ложки» расскажет о том, что в Древнем Египте существовали косметические ложки (для смешивания компонентов), ритуальные ложки (использовались, когда нужно было подбросить то или иное вещество в огонь). Ложки копоушки являлись предметом личной гигиены, который обычно носили на веревочке или привязывали к поясу. Среди необычных экспонатов – ложка сердцеедка, ложка лжица, телескопическая ложка, ложки-брошки, ложки-брелки, хлебная ложка, ложка девятиглазка. Есть даже ложка, придуманная французами для мужчин, чтобы их шикарные усы во время обеда или ужина в ресторане оставались чистыми. Ложка может быть и сувениром из другой страны, впервые для такой цели ее изготовили в Голландии в XVII веке. В экспозиции есть ложки из разных стран: Голландии, Мексики, Малайзии, Камбоджи, Таиланда, большинства европейских государств. Выделяется целая серия канадских ложечек( 30 штук) с изображением кленового листа. Два больших стенда посвящены ложкам из Великобритании – ни в одной стране мира не относятся к ложке с бо́льшим почтением, чем там. Коронационная ложка здесь стала одной из главных регалий королевской власти. С XII века это обязательный атрибут коронации любого монарха, с ее помощью происходит таинство миропомазания. Среди выставочных экспонатов есть и ложка, созданная в 1952 году к коронации Елизаветы II. К любому важному событию в этой стране выпускают памятные ложки. Именно в Великобритании пошла традиция при крещении дарить ребенку серебряную ложку, чтобы ему сопутствовала удача. Об этом есть известная английская поговорка – «родиться с серебряной ложкой во рту», то есть родиться успешным и богатым.
Интересна валлийская легенда, связанная с ложкой. В XVII веке молодой человек, делая избраннице предложение, обязательно должен был преподнести ей в подарок ложку, которую изготовил сам из единого куска дерева. В серединке ее помещали шарики – столько, сколько мужчина желает видеть детей в семье. Девушка либо принимала ложку и выходила замуж, либо молодому человеку приходилось искать новую кандидатуру.
Есть на выставке ложки, изготовленные для привлечения внимания к чему-то. Например, с изображением исчезающих профессий или с известными брендами. Есть ложки с героями сказок, которые могут пробудить у детей интерес к литературным произведениям.
Законодателями моды в сервировке стола, безусловно, признана Франция. Именно оттуда пошло известное выражение «накрыть на стол», правда, значение его было несколько иным. Во времена, которые описывает в своих романах Александр Дюма, было популярно подсыпать неугодным в пищу яд. Чтобы это предотвратить, при дворе работала специальная служба, задача которой была пробовать каждое кушанье и накрывать его специальной крышкой. После того, как каждое блюдо было накрыто, всех приглашали за стол.
Одна из витрин посвящена столовым приборам 1900 года из легендарного парижского ресторана Maxim’s. Их эскиз разработал Альфонс Муха, чьим любимым цветком был ирис. Известный художник часто изображал на картинах, его же он использовал в оформлении столовых приборов.
Сколько ложек, столько и историй, и познакомиться с ними можно до 28 июня в Юго-Западной башне Вологодского кремля.
Теги: вологодский музей-заповедник