Кружевные воротники, пелерины, печатки, мерное кружево, изящные носовые платочки, салфетки и огромное кружевное покрывало – всё это можно увидеть на выставке, открывшейся 12 апреля в Музее кружева. В нескольких залах разместились более 70 предметов из частного собрания – коллекции московского собирателя и художника по кружеву Галины Новиковой. Эти вещи выполнены в конце XIX – начале ХХ века: сплетены на коклюшках из тончайших шелковых или льняных нитей. Техника эта не случайно получила название мальтийского кружева: промысел происходит со средиземноморского острова Мальта и соседнего с ним острова Гозо. В 1530 году император Священной Римской империи Карл V предоставил Мальту духовно-рыцарскому ордену иоаннитов, получившему с тех пор название Мальтийского ордена. До этого времени местные кружевницы плели только для себя, а при рыцарях, которые много сделали для развития ремесел на острове, кружево вышло на промысловый уровень.
Впоследствии в истории мальтийского кружева были времена и расцвета, и упадка, в отдельные периоды на острове насчитывалось до 6 тысяч кружевниц. Лён и шёлк для плетения производились на месте, эти нитки отличались эластичностью и прочностью, благодаря чему изделия хорошо сохранялись. Кружево стоило дорого, было востребовано аристократами по всей Европе, и квалифицированные мастерицы зарабатывали за один рабочий день в шесть раз больше, чем рабочие других профессий. Традиции кружевоплетения на Мальте живы до сих пор: на улочках любого небольшого городка часто можно встретить кружевницу, занятую своей работой. В 2005 году на острове был основан Клуб мальтийских кружевниц – его члены предоставили для выставки в Вологде множество фотографий, которые можно просмотреть в информационных киосках в залах музея.
Галина Новикова собирает кружево на протяжении почти 30 лет – в ее коллекции более 1000 кружевных предметов разных стран и эпох, в Вологде представлена лишь небольшая часть этого собрания. Интерес к этой теме был обусловлен профессией – она окончила художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина, защищала диплом по кружевоплетению, как художник занималась разработкой новых узоров и сколков. Но Галина Новикова признается, что к «собирательству» ее привела судьба: «У меня была идея: найти образцы старинного кружева, сделать сколки и опубликовать. Однажды я попала в антикварный магазин, и ноги сами понесли меня к той витрине, где лежал образец кружева, который я хотела восстановить и уже зарисовала. До сих пор помню то ощущение полной гармонии в душе, как будто кто-то дал мне знак: именно этим тебе и нужно заниматься. Тут и начались горести и радости коллекционера. Я ненавидела два дня – день аванса и день зарплаты, потому что уже к вечеру этих денег у меня не было. Года два я не покупала ничего из вещей, кроме кружева, и, когда на меня начали коситься охранники в магазинах, поняла, что мне нужно обновить гардероб. Идешь, бывало, без копейки, но безмерно счастливая – приобрела такие интересные образцы!».
Мальтийское кружево с вологодским кружевом роднит техника плетения на коклюшках и, как удивились даже профессионалы, масштаб работ. «Мы привыкли считать масштабность изделий одной из уникальных черт вологодского кружева, существующим в виде огромных скатертей и панно, – говорит генеральный директор музея-заповедника Юлия Евсеева. – Однако представленное на этой выставке кружевное покрывало размером 2,5 на 2,3 метра убедительно свидетельствует о том, что вещи большого размера создавались и в других техниках».
«Уникальность этой техники кружевоплетения – в удивительной композиции полотняного креста и полотняной розетки, сочетании перевивов, плетешков, совершенно роскошных насновок, которые порой занимают всё пространство фона, – отмечает Надежда Кутекина, хранитель фонда тканей и кружева Вологодского музея-заповедника. – Манер мальтийского кружева не перепутать ни с каким другим, настолько удачно и гармонично оно сформировано».
Галина Новикова убеждена, что ее коллекцию должны видеть люди. По ее словам, далеко не каждый музей готов взять на себя работу по экспонированию кружева, но у нее уже есть опыт показа своей коллекции: в 2015 году в выставочном зале в Измайлове Московского объединенного музея-заповедника было представлено русское коклюшечное кружево XIX – начала ХХ веков, а зимой этого года Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства показывал кружево Шантильи. В вологодский Музей кружева коллекционер обратилась сама летом прошлого года, когда и была достигнута договоренность о выставке. «Экспозиция смотрится шикарно, – делится впечатлениями Галина Новикова, – специальное оборудование и прекрасные манекены позволяют показать мальтийское кружево во всей красе. Надеюсь, что я еще приеду сюда, у меня есть что показать, например, кружево Фландрии, образцы английского и итальянского кружева конца XVII века, кружево в словацком народном костюме».
Выставка «Кружево Мальтийского ордена» будет работать в Музее кружева до 10 ноября.
Теги: Музей кружева, выставка, Наталия Боева, Юлия Евсеева