Экспозиция с таким названием открылась накануне в центре «Резной палисад», и здесь можно увидеть изделия гончарной мастерской «СеверАрт35», которую супруги Нуриджанян открыли три года назад. И посуда, выполненная на гончарном круге, и керамика, сделанная методом ручной лепки, – все эти вещи несут на себе отпечаток творческой индивидуальности, оставаясь при этом в русле традиции, сохраняя дух одного из самых древних промыслов.
У мастеров Нуриджанян два главных направления работы: посуда и декоративно-прикладное творчество. Если Сергею больше интересен гончарный круг, то Анастасия работает только руками. Все их вещи изготовлены из красной и белой глины испанского производства: супруги долго выбирали материал, качество которого их устроило бы. Любая посуда, изготовленная в мастерской, может использоваться по назначению: ее можно ставить в печку или духовку. В декоре используются разные техники: вощение, молочный обжиг и глазурование, в некоторых предметах сочетаются разные способы декора. Глазури применяются только прозрачные, а разноцветные изделия получаются при росписи ангобами – жидкой белой глиной, которая тонируется жаропрочными пигментами.
В изготовлении посуды следование традиции, которую Сергей Нуриджанян, мастер народных художественных промыслов Вологодской области, детально изучает, сочетается с творческим поиском, поэтому на выставке есть и предметы, напоминающие традиционную крестьянскую утварь, и современные формы. «Мы собираем на базе мастерской небольшой музей керамики и других предметов крестьянского быта – уже есть экспонаты из Череповецкого, Тотемского и Никольского районов, - рассказывает Анастасия Нуриджанян. – Это нужно и для изучения, и для вдохновения. Вот, например, кухля – длинный высокий сосуд с пробкой, он использовался для разливания пива и кваса, вполне традиционная форма. А вот вариация на тему кухли – кухля-собака, интересный творческий эксперимент. Квасник Сергея, который занял центральное место в экспозиции, на фестивале «Город ремесел» в этом году завоевал третье место в конкурсе гончарных изделий. Этот квасник и мое панно с изображением здания «Резного палисада» мы после выставки отдадим в музей центра».
Панно, о котором говорит Анастасия, – одна из ее многочисленных работ на тему вологодского деревянного зодчества. Эти декоративные керамические панно – своеобразные «портреты» домов, которые некогда составляли лицо Вологды, сейчас некоторые из них остались только в воспоминаниях. И именно воспоминания натолкнули мастера на эту идею: «Всё детство я проводила в деревне Сондуга в Тотемском районе – она входит в куст деревень, многие из которых уже тогда были заброшены. Папа водил нас по пустым домам на экскурсии: рассказывал о плотницких работах, о ткацких станках, об утвари крестьянского жилища – всё это копилось во мне с детства, и, создавая эти панно, я нашла способ выплеснуть свою любовь к Русскому Северу, деревянному зодчеству». А недавно в творчестве Анастасии возникли еще два направления, которые очень понравились подписчикам в соцсетях, – панно-окошки и панно-буфеты. Окна вологодских домов с резными наличниками и крестьянские шкафы с народными росписями – всё это оказалось необычно, интересно и близко, Анастасии присылают множество фотографий с окошками. Многие просят запечатлеть на панно родительский дом, чтобы сохранить о нем память.
Конечно, выставку посетили коллеги-гончары. «У нас очень крепкая команда вологодских керамистов, которая сложилась в середине 90-х, – говорит народный мастер России Владимир Холщагин. – Сейчас с нами нет Сергея Лопатенко, с которого началось возрождение вологодского гончарства, нет Алексея Бондаря, но зато появляются новые молодые мастера, и это очень радует. Мы в свое время постарались сделать так, чтобы про вологодских керамистов знали, и прекрасно, что сейчас молодые люди не теряют интерес к этой технике».
Мастера не работают «каждый в своем углу», у Анастасии и Сергея много изделий, выполненных совместно: он делает вещь на круге, а она потом расписывает. Эта слаженность, семейственность не могла не отразиться на фотографиях, сделанных в мастерской Михаилом Трапезниковым для его проекта «Сто историй» – они тоже представлены на выставке. «Мне нужны люди, которые немножко сумасшедшие. Если человек красиво работает, но при этом не делает ничего «просто так», для себя, то это, на мой взгляд, уже не совсем творчество. Мне очень важно найти таких людей, которые больны своим делом, просто не могут этим не заниматься. Важно не просто создавать – важно создавать вне зависимости ни от чего бы то ни было, работать не только ради заработка. Сергей и Настя Нуриджанян – это как раз тот случай, когда люди просто не могут жить, ничего этого не делая».
Выставка «В четыре руки» будет работать в центре «Резной палисад» до 6 октября.
Теги: нуриджанян, выставка, Резной Палисад, керамика, гончарное искусство