Уникальные мастера гравюры, художники и супруги Бурмагины творили вместе недолго – всего 10 лет, до гибели Николая Васильевича, и еще десятилетие Генриетта Николаевна работала, оставшись одна. Однако за этот небольшой период ими было сделано так много, что и их творчество стало визитной карточкой вологодской графики, вывело ее на всероссийский уровень и оказало огромное влияние на многих других мастеров гравюры и экслибриса. Не случайно одна из улиц в историческом центре Вологды носит имя Бурмагиных. Им, уроженцам вологодской глубинки (Николай родился в деревне Сокольского района, а Генриетта – в Харовске), были близки традиции народного искусства, которые они умели органично сочетать с современной тематикой. Техники ксилографии и литографии, в которых они работали, требуют от художника таланта рисовальщика, тонкого чувства композиции и виртуозного мастерства резчика, которыми каждый из супругов обладали в полной мере.
В фондах Вологодской областной картинной галереи – богатая коллекция работ Николая и Генриетты Бурмагиных, и выставка «Страницы вологодской истории: художники Николай и Генриетта Бурмагины» призвана еще раз напомнить вологжанам и гостям города об их творчестве. Несмотря на камерность экспозиционного пространства, оно представлено достаточно широко. Здесь и совместные работы супругов, и графические листы Генриетты Бурмагиной, доски для которых она резала уже сама, и книжные иллюстрации, и многочисленные экслибрисы. Сравнивая гравюры разных лет, можно заметить, как менялись темы и образы, как художники искали подходящий «язык» для иллюстрации разных авторов, писателей и поэтов. Председатель Вологодского отделения Союза художников России Николай Мишуста признается: «Впервые увидел их работы в вышедшем в середине 1970-х сборнике стихов Николая Рубцова – и поразился тому, насколько они созвучны духу его поэзии. Имена Николая и Генриетты Бурмагиных для меня – это две звезды на небосклоне вологодского искусства».
Куратор выставки Любовь Соснина, хранитель коллекции графики ВОКГ, убеждена: Бурмагины как художники появились в «свое время»: «Они приехали в Вологду после Ярославского художественного училища в 60-е годы, когда творческая элита устремилась на поиски истоков русского искусства, в музеях начали открываться экспозиции народного и древнерусского искусства. А они это всё уже знали и чувствовали: народная эстетика вошла в дух и язык их творчества».
Бурмагины ушли из жизни в 70-е и 80-е годы, но их и сейчас многие помнят. Известный вологодский график Леонид Щетнев, возможно, именно благодаря Николаю Бурмагину пришел к искусству гравюры. «Я познакомился с Николаем Васильевичем, когда мне было лет 11, – вспоминает Леонид Николаевич. – Жили мы в Соколе, и в школе объявили, что в детском секторе клуба открывается кружок рисования, и вести его будет настоящий художник. Я дождался конца уроков – и быстрее в клуб. А там Николай Васильевич сидит и рисует настольную статуэтку карандашом – я впервые видел, как художник рисует, и это было потрясение для меня. Все мои друзья к нему записались – и кто умел рисовать, и кто не умел. Рисовали натюрморты, гипсовые слепки, ходили в парк имени Горького и на речку рисовать с натуры». Расставшись на много лет, художники встретились снова уже как коллеги, и встречи с Николаем Бурмагиным были очень полезны для молодого гравера. «Бурмагин очень хорошо чувствовал дерево и резал гравюры с упоением. Выдумка, вкус, живые сюжеты – всё это у него было».
Искусствовед и художник Галина Дементьева лучше знала Генриетту Бурмагину: «Она была человеком замкнутым, но ко мне относилась дружески и искренне. Мы стали дружить уже после гибели Николая. В этот момент она оказалась в очень драматическом положении. Дело в том, что в их творческом тандеме сложилось такое распределение: в большинстве случаев Генриетта придумывала сюжет, делала наброски и рисунки, а Николай резал, хотя она тоже была ксилографом. Оставшись одна, она была вынуждена заново учиться резать, а в возрасте это нелегко, тем более что резьба по самшиту, из которого делались доски, требует немалой силы». Тем не менее, она справилась с этим испытанием и создала еще множество интересных работ.
В 80-е годы, когда заказов не было, Генриетта поехала в Москву, зашла в издательство и представилась «безработным заслуженным художником». Сотрудники растерялись и сразу предложили ей заказ – иллюстрации к книге «Избранное» Надежды Дуровой, знаменитой кавалерист-девицы. Художнику понадобилось детально изучить историю Отечественной войны 1812 года, нравы, костюмы и обычаи начала XIX века. Эти иллюстрации стали последней крупной работой Генриетты Бурмагиной. На новой выставке они не представлены, но в экспозиции можно увидеть многие другие шедевры Бурмагиных.
Выставка «Страницы вологодской истории: художники Николай и Генриетта Бурмагины» работает в Мемориальной мастерской А.В. Пантелеева» (ул. Козлёнская, 4) до 29 февраля. Тел. для справок: (8172) 21-16-39.
Теги: выставка, Бурмагины, ВОКГ, мастерская Пантелеева