В музее «Вологда на рубеже XIX-XX веков» открылась выставка «Здесь перлы лучшие со дна моей души...», главным экспонатом которой стал дневник вологодской гимназистки Елизаветы Измайловой.
Первая часть дневника охватывает ученические годы Лизы в Вологодской Мариинской гимназии (1914-1917). Девичьи стихи, идеалы, мечтания, суждения, события гимназической жизни, отношения с учителями, одноклассницами – обо всем этом свидетельствуют дневниковые страницы.
Лиза Измайлова умела видеть красоту в простых вещах, она писала: «Что за чудный вечер сегодня! Тихо, маленький ветерок чуть колышет деревьями, кое-где пернатая вспорхнет, споет вечерний гимн и умолкнет…». В дневнике предстает Вологда начала XX века: гимназистки удивляются паровозу на железнодорожном вокзале, ходят в кино, катаются с горок, совершают прогулки в Ковырино, Осаново и Кувшиново.
Глубокое религиозное чувство, трепетное отношение к Богу, к молитве, к вере также нашли отражение в записях Елизаветы Измайловой.
Во второй части описываются события 1917-1923 годов. Полное борьбы и тревог время перемен круто изменило судьбы слушательницы высших женских курсов Лизы Измайловой и еще одной девушки – Дуни Цыбиной, крестьянки из глухой северной деревни. В начале 1920-х годов они обе стали студентками Вологодского молочно-хозяйственного института, а многие годы спустя – соседками по квартире в старинном доме, ровеснике их молодости. Воспоминания о событиях тех далеких лет дошли до нас в записях дневника, который в фонды Вологодского музея-заповедника передала вологжанка Наталия Артемова, внучка Евдокии Цыбиной. Наталия была воспитанницей Елизаветы Измайловой: «Я стала частью ее жизни, а она – частью моей. Всем самым лучшим, чем я обладаю, я обязана Елизавете Николаевне. Я обращалась к ней «бабинька» и на «Вы». Во время наших посиделок мы часто открывали дневник. Я не умела тогда читать, бабинька цитировала мне стихи и делилась воспоминаниями о своей жизни…».












Несмотря на жизненные сложности и обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться в юном возрасте, Лиза не падала духом: «Ранние несчастья не оставляют после никакой горечи в душе, они проносятся, как вешние грозы, освежая и укрепляя своими ударами молодую жизнь. Они приносят ужасную пользу, они поднимают душу, возвышают человека в собственных глазах. Но пока они в душе, эти несчастья, ей тяжело…».
А между тем в 1917 году восемнадцатилетняя Лиза Измайлова находилась в Москве в самом эпицентре революционных событий, кровавых и жестоких. Она фиксировала в дневнике записи буквально каждого дня вооруженного восстания. Эта хроника, основанная на ее личном восприятии, уникальна.
«Дневник отражает то, как трансформировалась личность человека в эпоху потрясений, перемен, которые переживала Россия. Лиза Измайлова была человеком эмоциональным, глубоко чувствующим. Она не могла жить в духовном вакууме. И потому в новом мире она искала себе духовную опору. И нашла ее в искусстве – в театре. Дневниковые записи, относящиеся к 1920-м годам, во многом посвящены постановкам на вологодской сцене. Этому способствовало появление в Вологде Бориса Глаголина – всероссийской знаменитости, режиссера, который возглавлял вологодскую труппу в сезоне 1921-1922 годов», – отметила Наталия Артемова.
«Дневник Лизы Измайловой – своеобразный диалог с собой, в нем есть определенная сдержанность, присущая ученице женской гимназии, и в то же время откровенность. Удивителен тот факт, что он «пережил» XX век и дошел до нас в своем первозданном виде», – отметила заведующая музеем «Вологда на рубеже XIX-XX веков» Марина Критская.
Елизавета Измайлова прожила 98 лет. Через призму страниц дневника и предметов, которые ее окружали, вологжане смогут узнать о том времени, которое ушло безвозвратно. Дополнением к выставочным материалам стали иллюстрации учеников вологодской Детской школы искусств «Арт-идея», видеофильм, созданный Наталией Артемовой, и аудиозапись, озвученная актрисой театра-студии «Сонет» Марией Сверчковой. Ее могут послушать посетители выставки, отсканировав QR-код – на витринах обозначены объекты, которые озвучены записями со страниц дневника.
«Прошло сорок лет, прежде чем я смогла оценить уникальный документ, который Елизавета Николаевна нам оставила. Очень хочется, чтобы когда-нибудь этот дневник увидел свет. Чтобы люди имели возможность взять его в руки и почитать», – поделилась Наталия Артемова.