«Если жить только реальной жизнью, то сойдешь с ума», – говорит главная героиня нового спектакля, голливудская дива Грета Гарбо. В ее собственной жизни реальность и кинематограф переплелись настолько тесно, что, даже навсегда уйдя из кино, она до самой смерти оставалась заложницей своей былой славы.
Шведка по происхождению, Грета Ловиса Густафссон сделала кинематографическую карьеру в Голливуде благодаря уникальному таланту, редкой красоте и… трудной юности. В 15 лет лишившись отца, она бросила школу и пошла работать. Когда она начала сниматься для рекламы, ее заметили, и в 17 лет она сыграла первую маленькую роль в кино. Изучая актерское мастерство в театральной школе при Королевском драматическом театре Стокгольма, Грета познакомилась с режиссером Морицем Стиллером, который придумал ей новое имя, привез в Голливуд и помог добиться известности. За 15 лет она сыграла более чем в 20 кинокартинах, успешно перейдя из немого кино в звуковое. Есть сведения, что в годы Второй мировой войны Грета Гарбо участвовала в антифашистском сопротивлении. После войны в кинематограф она уже не вернулась и долгие годы (актриса умерла в 1990 году в возрасте 84 лет) жила уединенно в Нью-Йорке, избегая появлений на публике и общения с прессой.
Историю Греты Гарбо рассказывает в пьесе «Лунный блюз для Греты» Екатерина Барсова-Гринёва. Молодой драматург из Москвы стала одним из победителей ll Международного драматургического конкурса «Автора на сцену», который проводит Национальная ассоциация драматургов. По условиям конкурса, 10 победителей получили финансовую поддержку для постановки своей пьесы в театрах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, при этом театр выбирал сам автор. Екатерина Барсова-Гринёва, будучи знакома со спектаклями вологодского Камерного драматического театра, выбрала для постановки его.
«Мне показалось, что это яркий, динамично развивающийся театр, открытый всему новому: новым пьесам, новым формам, – объясняет свой выбор драматург. – Мне нравится, что режиссер Яков Рубин обращается и к русской классике – Пушкину, Достоевскому, Лескову, Чехову, и к известным зарубежным авторам. Сразу видно, когда театр находится в определенном застое, а когда идет вперед. Камерный драматический театр произвел на меня благоприятное впечатление, и я решила отдать свою пьесу именно этому театру. Надеюсь в феврале побывать на спектакле и тогда смогу рассказать о своем впечатлении от постановки. Когда в пьесу вложено столько души, вдохновения, красоты и любви, другой взгляд на твое произведение всегда интересен».
По словам режиссера, детали постановки с автором не обсуждались, но театр в этом спектакле действительно поставил творческий эксперимент и с содержанием, и с формой. «Многое из того, что вы увидите в спектакле, в пьесе нет, – говорит Яков Рубин. – Это и фрагменты романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», которым бредит героиня, это и добавленные в действие монологи. Мы всегда достаточно свободно работаем с текстами. Конечно, Пушкин, Чехов или Толстой уже не могут ничего возразить, а с современным автором могут быть проблемы. Мы помним, что Лем, например, был недоволен фильмом Тарковского, а Чехов ушел с премьеры своей «Чайки». Но всё, что мы делаем, мы делаем от души, в нашем стиле, и нам это интересно».
В спектакле перемежаются две реальности – Голливуд 30-х годов и викторианская Англия. Состарившейся Грете Гарбо докучает издатель, мечтающий издать ее мемуары, и она поневоле начинает вспоминать – как киноленту, прокручивает в памяти все перипетии своей жизни, и творческие, и душевные. Всю жизнь она мечтала сыграть роль Дориана Грея в собственном фильме, который так никогда и не был снят. Но актриса словно видит его на экране – то ли наяву, то ли в своих фантазиях. Параллельно действию на сцене идет видеосъемка, и актеры появляются на экране. Черно-белые кадры, лица крупным планом – зритель словно наблюдает процесс создания фильма. Это удвоенное существование актеров, как говорит Яков Рубин, размывает границы между реальностью и фантазией: мы постепенно перестаем понимать, где кончается история жизни и начинается кино.
Грету Гарбо в спектакле играет Кристина Слепченкова. «Мы сделали кино- и фотопробы Кристины в этой роли и послали автору – она очень обрадовалась, что есть такая актриса, – рассказывает режиссер. – Гарбо не случайно стала иконой Голливуда ХХ века – найти такой типаж довольно сложно». Перед актрисой в спектакле стоит сложная задача. Ей нужно сыграть кинодиву не только в период расцвета ее красоты и карьеры, переживающую драматичные любовные истории, но и постаревшую Гарбо, которой за 80, а также мужчину – молодого красавца Дориана Грея, фильм о котором она пытается снимать. Можно спорить о том, какой из этих сценических образов оказался наиболее убедительным, но все они создают портрет яркой цельной личности, которая была на виду, но оставила после себя множество загадок и до сих пор будоражит воображение.
Другие актеры – Александр Сергеенко, Максим Слепченков и Анна Карпунова – тоже играют в спектакле по несколько ролей, из современников Греты Гарбо «на ходу» перевоплощаясь в героев Уайльда. Каждый из них по-своему «отражает» в себе, как в зеркале, гениальную актрису и женщину, так и не нашедшую личного счастья. И каждый судьбой своих героев отвечает на вопрос о том, может ли быть банально счастлив тот, кто служит искусству, или служение искусству и есть счастье само по себе?..
Следующий показ спектакля «Лунный блюз для Греты» пройдет на сцене Камерного драматического театра 22 февраля.