Александр Пелевин, один из самых интересных представителей современной русской словесности, встретится с вологжанами 4 декабря. В Городской библиотеке №21 он представит новый сборник стихов «Красное, черное, белое и нечто совершенно иное», ставший итогом 12 лет творческих поисков. Встреча начнется в 18:00 (Вологда, ул. Гагарина, 35).
Сотрудники Централизованной библиотечной системы города Вологды задали Александру несколько вопросов – об эпохе, литературе, героях юности.
Если бы были возможны путешествия во времени, куда бы вы отправились? А в XXI веке вы себя ощущаете органично?
Мне нравится вся история, я бы любой эпизод с удовольствием посмотрел в качестве наблюдателя. Но вообще скорее Древний Рим. А в XXI веке мне отлично, у нас сейчас самое свободное, самое сытое, самое цивилизованное время. Есть, правда, вероятность, что этого времени осталось немного. Ну, тем интереснее.
Александр Пелевин – это про войну, про память, про коллективные травмы, про сознание, про сны и про многое другое. А есть ли в творчестве Пелевина любовь, и какая она?
Бывает. Но, как правило, не очень радостная. Такова жизнь, и более, как говорится, никакова.
В вашем творчестве очень силен мотив двойничества, подмены одной сущности другой. Откуда такой интерес к этой теме?
Интересно исследовать темную сторону человека. Такие уж мы, люди, в нас много всяких личностей уживается. Каждый из нас – Билли Миллиган на минималках (Уильям Стэнли Миллиган, известный как Билли Миллиган – американский гражданин, один из самых известных людей с диагнозом «множественная личность» в истории психиатрии – прим. ред.).
Пелевин-поэт и Пелевин-прозаик, скорее, мешают друг другу или помогают?
Живут себе параллельно и живут. Один стихи пишет, другой прозу.
Есть любимый литературный герой? А в детстве или в подростковом возрасте был?
Мой любимый литературный герой, что сейчас, что в детстве – Одиссей.
А кто вообще герой вашей юности? И кончается ли она когда-нибудь у поэтов?
Герой юности и герой сейчас – Егор Летов. Юность у поэтов, конечно, не то чтобы кончается, скажем так: она иногда не успевает закончиться. Поэт – всегда немного инфантил, даже если успел дожить до тридцати. Наверное, для выживания очень важно уравновешивать поэта прозаиком, внутренний прозаик все же поумнее будет.
Как складывается образ современного писателя? Работаете ли вы над имиджем? Каким хотите выглядеть в глазах читателей?
Ну, сейчас сижу сонный в мятом свитере в лобби отеля, но вообще стараюсь носить пиджаки, галстуки, красивые плащи. Лучше выглядеть красиво, чем некрасиво, для меня это довольно очевидно.
Что, по-вашему, происходит в современном литературном процессе? Есть ли вообще сегодня единый литпроцесс или только множество отдельных индивидуальных процессов?
Если честно, не очень понимаю, что такое литпроцесс. То есть раньше понимал, а теперь не очень. Есть разные писательские тусовки, есть литературные ярмарки, есть премии… Появляются новые имена, я вот, например. И это хорошо. Пожалуй, литература сейчас – один из действующих социальных лифтов. Работает он не совсем так, как в СССР, но, наверное, это и к лучшему.
Кто ваши читатели?
Самые разные люди, в основном молодёжь, что очень радует.
О чем мечтаете?
Быть живым и счастливым.
Теги: ЦБС