На протяжении более чем 20 лет имя Ирины Джапаковой неразрывно связано с вологодским Камерным драматическим театром: в 1999 году актриса стала одним из его создателей. К тому времени она уже состоялась на сцене: много лет играла в вологодском ТЮЗе и в других российских театрах. В 1981 году стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени Станиславского, а в 1995-м, когда Вологодским отделением СТД был учрежден конкурс на соискание именных актерских премий, первой из вологодских актрис была удостоена премии имени Марины Щуко. В 1998 году Ирине Джапаковой было присвоено звание заслуженной артистки России.

Cultinfo внимательно следит за творческими поисками Камерного драматического театра. Поздравляя Ирину Джапакову с юбилеем, мы вспоминаем интересные моменты интервью с актрисой и спектакли театра с ее участием.

Ирина Михайловна, в чем вы видите миссию театра?

Анатолий Эфрос сказал, что театр под видом развлечения дает возможность самопознания. Думаю, это очень точная формулировка назначения театра вообще и камерного в частности. Каждый человек приходит сюда для того, чтобы попытаться найти ответ на какие-то свои вопросы, и самый главный из этих вопросов – зачем я живу? Мы постоянно пытаемся разобраться в этом сами и помочь другим – иначе для чего мы нужны?.. И вот «под видом развлечения» мы кидаем публику в разные жанры, в разные эпохи, в разные ситуации. Чтобы человек задумался, его всё время нужно ставить перед выбором.

Вы выступили одним из инициаторов создания Камерного театра – как родилась эта идея, что дало силы воплотить ее в жизнь?

Мне кажется, что камерные формы – это будущее театра. В годы советской власти бытовало заблуждение, что театр должен быть оружием в идеологической борьбе. Во многих городах страны появились стандартные, как под копирку построенные бетонные здания театров – в актерской среде их в шутку называли элеваторами, где все ищут зерно роли. Но там зритель, сидящий выше шестого ряда, уже ничего толком не видит, не чувствует и не понимает – наши энергетические волны уже не достигают до него. В камерном театральном пространстве всё близко – отсюда предельное, точное актерское существование и «соучастие» зрителя. Мы заражаем друг друга, и в результате случается то самое чудо, ради которого люди приходят в театр...

Для камерного театра один из основных жанров – моноспектакль. Расскажите о своем опыте игры один на один со зрителем.

Конечно, моноспектакль – это испытание для любого актера. Сложно не то, что надо выйти к зрителю одной – у человека, выбравшего актерскую профессию, всегда есть, что сказать залу. Монодрама проверяет актера на зрелость: плохой актер монодраму не сыграет – здесь он виден, как под микроскопом.


Моноспектакль «Пять четвертинок апельсина» по книге французской писательницы Джоан Харрис держится в репертуаре театра с 2012 года. Главная героиня листает кулинарную книгу, оставшуюся ей в наследство от матери, в ее памяти всплывают воспоминания детства, пришедшегося на время Второй мировой войны и оккупации Франции. Ирина Джапакова перевоплощается в каждого героя истории, вживаясь в их образы – такие разные и порой противоречивые. В моноспектакле «Сны о Сонечке», поставленном в 2017 году по повести Марины Цветаевой, Ирина Джапакова демонстрирует яркий темперамент, сценическое мастерство и богатство эмоций – всё это создает на сцене не только образы главных героинь, но и образ самой эпохи, атмосферу голодного и тревожного 1919 года в Москве.


Во многих спектаклях вы поете – расскажите об этой стороне своего творчества.

Я пою, сколько себя помню – по словам родных, петь я начала раньше, чем говорить. У моего папы был замечательный бархатный баритон. Я сидела у него на коленях, он пел, а я слушала и пела вместе с ним. Потом были музыкальная школа и хоровая студия. В театральных училищах очень любят, когда студенты поют и танцуют, и я пела и плясала от души. У меня был большой голосовой диапазон – даже звали в две оперетты. Отказалась – хотела быть только драматической артисткой.


Одним из самых популярных моноспектаклей Джапаковой стал музыкальный спектакль «Это я – Эдит Пиаф» – история жизни известной во всем мире исполнительницы и актрисы. Эдит Пиаф обладала недюжинной внутренней силой, имела волевой характер, который помогал ей найти выход из самых сложных ситуаций. Жизнь очень часто обрушивала на нее довольно непростые испытания – и, несмотря ни на что, голос певицы звучал сквозь боль, разочарования и потери. «Эдит Пиаф – удивительная женщина, – говорит Ирина Джапакова. – У нее можно поучиться тому, как преодолевать трудности, как не отступать и идти до конца».


С вашим богатым сценическим опытом вы наверняка много размышляли на тему «артист и публика». Поделитесь своими размышлениями.

Я согласна с нашим режиссером Яковом Рубиным: театр не в том, кто играет, а в том, кто смотрит. И у каждого зрителя рождается своя история – спроси любого, что он увидел, и всякий расскажет о чем-то своем. Честно говоря, зрителей я почти не вижу, но ощущаю какие-то потоки энергии, чувствую, понимают меня или нет. На малой сцене это проявляется особенно ярко. Я много лет работала в ТЮЗе – никто меня на улице не узнавал, а сейчас иду по городу – и со мной всё время здороваются незнакомые люди. Сначала я была в легкой растерянности, а потом поняла: мы же стали почти друзьями – я рассказала о самом сокровенном, а люди мне ответили. И я этому очень рада, потому что мне кажется, что это и есть театр.


Недавние роли Ирины Джапаковой в «Альпийской балладе» и в спектакле «Всечеловеки. Made in Russia» по роману Достоевского «Братья Карамазовы» стали новым подарком для поклонников ее таланта. Глубокий драматизм, явный даже в роли второго плана, звучит в ее роли в зонг-опере, а эксцентричный монолог мадам Хохлаковой о любви к человечеству подкупает виртуозным сочетанием комедийности и философской сложности. Всё это в очередной раз убеждает зрителей в мастерстве актрисы и заставляет с нетерпением ждать ее новых ролей.



Теги: Камерный драматический театр, Ирина Джапакова, юбилей
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме