«Я всю жизнь снимаю пейзажи, – рассказывает фотохудожник. – Люблю природу, люблю красоту, люблю Россию. От Кольского полуострова до Камчатки везде побывал». В небольшой экспозиции Музея-квартиры Василия Белова на выставке «Русь уходящая…» представлены фотографии, сделанные Николаем Карачёвым в 1980-х годах в деревнях Вологодской области. Это черно-белые снимки, на которых запечатлены отставленные людьми деревни от Великого Устюга до Вологды. Огромные северные избы, строившиеся в расчете на то, чтобы в них могла жить и зимовать большая семья, повсеместно стоят пустые и разрушаются, вместе с ними погибают и сельские храмы. Эти картины запустения оставляют тягостное впечатление, но главный их посыл – заставить зрителя задаться вопросом, почему это проходит…

В то время эти покинутые дома еще хранили свидетельства былого уклада крестьянской жизни, пытавшегося приспособиться к новому времени, но побежденного им. В одной из комнат среди брошенных вещей стоит огромный портрет улыбающегося Ленина, а на другом фото среди мусора на полу – газета с сообщением о первом полете человека в космос. Сани, деревянные колеса, чугунки на печи, старинные стулья (видно, что они еще крепкие, но уже не нужны), семейные фотографии под стеклом в одной общей рамке, и даже собака, приютившаяся в опустевшем доме, – всё это говорит о том, что произошедшие перемены не были продиктованы естественным ходом вещей и не прошли безболезненно. За всеми этими деталями – судьбы поколений и судьба русского крестьянства в целом.

«Опустевшие деревни – это, конечно, трагедия, – говорит Николай Карачёв. – Но это и общемировая тенденция: технологии развиваются, и сейчас говорят, что на земле могут работать всего 2% населения, чтобы прокормить всех остальных. Не могу сказать, насколько это верно, но, возможно, это закономерный этап развития цивилизации».

В пространстве мемориального музея Белова эти фотографии неизбежно воспринимаются в контексте творчества писателя, его раздумий о судьбе вологодской деревни. Директор музея-квартиры Ольга Анфимова подтверждает, что идея этой экспозиции была навеяна впечатлениями от беловской прозы: в этих фотографиях – та же боль за русскую деревню, которой проникнуты произведения Белова. Название выставки – «Русь уходящая…» – носит отчасти провокационный характер, отсылая, с одной стороны, к поэме Сергея Есенина, а с другой – к картине Павла Корина. Поэт и художник отразили в слове и живописи послереволюционный слом эпох, свидетелями которого они стали. Судьба русской северной деревни к концу ХХ века сложилась не менее драматично, фотограф увидел ее по-своему, и так же по-своему видят ее на его фотографиях зрители.

«Из каждого снимка, здесь представленного, словно идет вопрос: «Вы что, с ума сошли? Почему вы решили со всем этим расстаться?» – говорит Наталья Шемякина, супруга Николая Карачёва. – Изба, у которой зимняя половина отвалилась от летней, словно смотрит на нас и спрашивает: «Ждете, когда я упаду? Не дождетесь!» Или вот солнце освещает комнату, словно говоря: тут еще можно жить… И эта «уходящая Русь» на самом деле никуда не уйдет. Николай Иванович родом из Кич-Городецкого района, а в Харовском районе у нас есть дом в деревне Гридинской – и в Москве меня постоянно спрашивают, нельзя ли в ваших краях снять дом на лето. Люди, живя в мегаполисах, начинают понимать ценность жизни в деревне».

«Деревенская цивилизация была настолько встроена в природу, что уходит, не оставляя за собой никаких следов, – считает писатель Анатолий Ехалов. – Мир крестьянской северной цивилизации тоже уйдет, растворится, и ныне живущим надо всё задокументировать, потому что завтра мы ничего этого уже не увидим». Не согласен с этим писатель Михаил Карачёв: «Много разговоров о том, что сейчас урбанистическое время, 80% людей живут в городах. Но наследие прошлого не уходит – оно прессуется в нравственной силе народа. Нужна такая политика, чтобы и в деревне жизнь была, и исторические города сохранялись – через это мы сознаем свою идентичность».

Задуматься о том, что можно сделать для сохранения северной деревни, и призывает фотовыставка «Русь уходящая…», которая будет работать в Музее-квартире Белова до 18 мая. Адрес музея: Вологда, ул. Октябрьская, д. 10, кв. 4, тел.: +7 (921) 126-14-23.


Теги: музей-квартира Василия Белова, фотография, фотовыставка, Николай Карачев
Светлана Гришина

Новости по теме