Связать жизнь вологодских крестьян рубежа XXI – начала ХХ веков с жизнью современных вологжан, найти точки пересечения и убедиться, что все проблемы, которые волновали наших предков, в той или иной мере актуальны и сейчас, – такие интересные задачи ставит перед собой команда Архитектурно-этнографического музея «Семёнково», приступая к реализации нового проекта «Наши крестьянские будни».
Проект стал победителем XI конкурса проектов «Музеи Русского Севера» благотворительной программы компании «Северсталь», выиграл грант в размере полумиллиона и будет реализовываться в ближайшие полгода.
«Семёнково» уже прочно закрепило за собой статус «живого» музея, гости которого оказываются вовлечены в жизнь северной деревни рубежа XIX – ХХ веков. Новый проект станет логичным продолжением взятого музеем курса на комплексное представление крестьянской повседневности, намеченного ранее реализованными проектами. Это проект «Мы, собравшись, постановили…», посвященный крестьянскому самоуправлению и сельской власти (2012-2013 годы), проект «Право на судьбу» (2016-2017 годы), где оживают личные крестьянские истории, а также созданный в музее «Семёнково» антропологический театр.
На этот раз музей поставил перед собой еще более необычную задачу: превратить крестьянские будни людей, живших в вологодской деревне больше 100 лет назад, в будни современного человека. «Их» – в «наше». Отсюда и название, и символ проекта – кубик, на гранях которого, помимо логотипа благотворительной программы «Музеи Русского Севера», нанесены Х,Х,I, которые легко складываются и в век XIX, и в век XX, и в век XXI.
Автор и идейный вдохновитель проекта – заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» Дмитрий Мухин, исследователь темы крестьянской повседневности. На создание проекта его натолкнули архивные изыскания и изучение документов, посвященных жизни крестьян Вологодской губернии на рубеже веков. Анализ многочисленных исторических свидетельств эпохи позволил убедиться, что и 100 лет назад люди переживали ситуации, понятные нам, сталкивались с проблемами, знакомыми современному человеку, и главное – находили пути решения этих сложных вопросов.
«Почему мы задумали проект с таким странным названием – «Наши крестьянские будни»? Почему они «наши»? Дело в том, что наша отечественная этнография – да и антропология во всем мире – начала развиваться в XIX веке как наука о чужом, – рассказывает Дмитрий Мухин. – Английские, французские антропологи ехали в Африку и Океанию, а русские этнографы ехали в нашу деревню, чтобы там найти что-то другое, отличающееся от того, что было в городе: экзотичные обряды, архаичный фольклор и т.д. Именно то, что они нашли тогда, для нас теперь и является классическим образом «русского народного». В нашем же проекте мы ставим глобальную, сложную, но безумно интересную цель: не смотреть на крестьян со стороны, а превратить их будни в наши, понятные, с которыми мы имеем непосредственную эмоциональную связь. Для этого будет проведена огромная архивная работа, которая уже началась – мы выявляем сотни уникальных документов, которые могут немножко по-другому заставить нас посмотреть на то, что происходит сегодня, понять, что это уже было и раньше, и как мы можем использовать этот крестьянский опыт».
В качестве одного из примеров, найденных им в архивах, Дмитрий приводит договор, который был заключен с крестьянином Иваном Полкановым, когда он устраивался сторожем в Межадорское училище. В договоре значится: «Я Полканов должен находиться в полном повиновении и послушании Учителя, а также начальствующих лиц как то Председателя и Членов Управы, Инспектора Народных Училищ и Попечителя Училища. <…> До истечение срока договора я Полканов не вправе отказаться от исполнения своих обязанностей, Управа же может уволить меня во всякое время». В вопросах оплаты своего труда несчастный Полканов был также ущемлен в правах: «В случае недостатка средств в Управе я, Полканов, должен ожидать поступления таковых». Расходы по заключению сего договора тоже целиком ложились на сторожа Полканова. Наверняка после ознакомления с таким документом многие современные люди захотят перечитать собственный трудовой договор и по-другому взглянуть на свои обязанности.
«Изучая такие исторические документы, мы можем очень серьезно говорить о тех процессах, которые идут сегодня, начиная с самого банального вопроса: нужно ли читать документы, которые мы подписываем? Иван Полканов, возможно, не прочитал», – резюмирует Дмитрий Мухин.
Уже к началу проекта музей подготовил несколько интерактивных зарисовок, которые наглядно иллюстрируют связь времен. Первая апеллирует к 2020 году, когда Россия вместе с остальным миром столкнулась с реалиями жизни в условиях пандемии. Оказывается, и этот опыт уже был пройден нашими предками – пусть и в менее глобальных масштабах. Перед посетителями музея разыгрывается сценка, как во время вспышки скарлатины в 1900 году в одной из деревень Межадорской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии около дома, где были обнаружены зараженные, волостные власти выставили караул из десятских (выборные лица от крестьян, исполнявшие полицейские обязанности), которые никого не впускали внутрь и не выпускали наружу. В архивах Дмитрий Мухин также обнаружил приговор крестьян другой, Богородской волости Усть-Сысольского уезда: «Назначить на наем караула при границе Явенгского уезда 10 рублей». В Явенгском уезде в этот момент также случилась вспышка скарлатины – чтобы не пустить заразу в Усть-Сысольский уезд, крестьяне сами нанимают и ставят караул на границе уездов. Согласитесь, что-то это нам, жителям XXI века, напоминает!
«Оказывается, почти все те противоэпидемиологические меры, с которыми мы столкнулись в 2020 году, которые стали для нас чем-то неожиданным, радикальным и вроде бы вообще никогда не имевшим аналогов, уже имели место 100 и больше лет назад в нашей северной деревне, и наши прабабушки-прадедушки всё это уже переживали и испытали на себе», – говорит Дмитрий.
Еще одна история, воссозданная музейными интерпретаторами, побуждает поразмышлять о том, где находятся границы семьи и на что мы готовы пойти ради помощи близким. На рубеже XIX–ХХ веков дело обстояло таким образом, что каждый крестьянин был членом конкретной крестьянской семьи и крестьянского общества – даже если он надолго покидал родные края, семья и общество имели по отношению к нему определенные обязательства. Крестьянин Тихон Истомин из деревни в Межадорской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в 1870-х годах уехал из дому из-за конфликта в семье. Долгое время родственники ничего о нем не знали, а в 1891 году в деревню стали приходить письма из Самарской земской больницы с требованиями оплатить лечение Тихона. Обычная практика тех лет: если неимущие отбывали лечение в больнице, оплату за них должна была возмещать крестьянская община, к которой относился человек. В итоге чтобы погасить огромные по крестьянским меркам счета за лечение брата, оставшийся в деревне младший брат Тихона Даниил вынужден был даже продать кормилицу семьи – корову.
Таких примеров в архивах отыскивается немало – музейщики умеют работать с документами и по крупицам воссоздавать из сухих канцелярских строчек полную картину событий, додумывая детали и подробности, основываясь на отличном знании эпохи. «В документах иногда за 2 листа можно проследить, как либо рушится, либо создается жизнь. Традиционный этнографический подход нас несколько ограничивает – мы привыкли говорить о крестьянах как о людях, участвующих в обрядах. А мы хотим поговорить о них как о людях чувствующих, переживающих – настоящих, живых, таких же, как мы», – говорит Дмитрий Мухин.
Новый проект «Наши крестьянские будни» ставит целью не просто воссоздать картину тогдашней жизни, а попробовать сделать тот опыт отправной точкой для осмысления дня сегодняшнего. Людей, которые жили на рубеже XIX–XX веков, волновали те же проблемы, что и сейчас: вопросы социального статуса, обеспечения своей старости, раздела имущества. Эти и другие темы будут вынесены на суд гостей проекта. Источником станут архивные документы, поводом для разговора – научная и творческая интерпретация музеем этих документов. В планах – совершенно новые для музея формы и практики с привлечением общественности. В творческих лабораториях «Конструируем будни» примут участие волонтеры и студенты Вологодского госуниверситета. Они станут не просто участниками программ, а практически их соавторами, предложив в ходе лабораторий свои формы интерпретации найденной музейщиками в архивах и предложенной к обсуждению информации.
Музей в проекте предстанет не только как «хранилище культуры», но и как место разговора на актуальные темы. К примеру, предложенная тема запланированного круглого стола «Крестьянские выборы» будет интересна представителям науки, общественности и власти. В отличие от дня сегодняшнего, в деревне практически не существовало крестьян, которые бы не служили в выборных должностях: рано или поздно служили все. В архивах музейные работники нашли документы, подтверждающие, что зачастую старостой становились не в ходе голосования или назначения, а по воле жребия. «Жребии на выборах были распространены в Древней Греции, Средневековой Италии и северной русской деревне, – добавляет Дмитрий Мухин. – Сейчас об этом опыте много пишут не только в России, но и в Европе: в развитии идей республиканизма это одна из самых обсуждаемых тем. Вопросы о том, не стоит ли сейчас вернуть жребий в выборы, сейчас активно изучаются – и одним из немногих практических «кейсов» в мировой истории в этом как раз является опыт нашей северной деревни».
Среди других предлагаемых тем для обсуждений и круглых столов проекта: «Умеют ли девки любить? История государственных решений через крестьянские эмоции», «Дети-наёмники: как начать зарабатывать в 3 года?», «Ну как там англо-бурская война? Новости и сплетни в деревне» и другие. Список тем будет открытым: музейщики ждут обратной связи и организуют голосование в соцсетях, чтобы найти в современной повестке дня темы, на которые можно поразмышлять в этнографической и исторической перспективе.
«Наш проект предлагает всем желающим стать частью музейного процесса – стать нашими соавторами и вместе с нами разработать совершенно уникальный спектр программ, которые потом смогут существовать в нашем музее. Мы до конца не знаем, какие темы будут интересны нашим посетителям, мы не знаем, что еще найдем в архивах – и что сможем предложить для обсуждения. Этот проект и для нас – сложная экспериментальная история, большой риск, на который мы идем в надежде, что в итоге получится что-то новое и интересное», – говорит координатор проекта, заведующая музеем «Семёнково» Наталья Киршина.
В проекте предусмотрено не только оффлайн- но и онлайн-составляющая: на предложенные темы «Семёнково» будет снимать видеосюжеты. Поможет музею в этом приглашенный российский режиссер и монтажер, участница многих фестивалей документальных и художественных фильмов Анна Голикова.