В год 90-летнего юбилея Василия Ивановича Белова в совместном проекте cultinfo и Музея-квартиры писателя показываем редкие фотографии из его семейного архива и рассказываем об изображенных моментах.
Из воспоминаний подруги Николая Рубцова Нинели Старичковой известно, что поэт самым близким другом считал Василия Белова: «“Я всех называю – друг, друг... А друг у меня только один – Василий Иванович Белов”. И еще говорил поэт о том, что встречаться и разговаривать можно со многими людьми, но понять друг друга могут только те, кто находится на одинаковой душевной волне. Видимо, это роднило его с Беловым». Многое роднило этих мастеров слова – и вологодская писательская школа, и дружба с Яшиным и его семьей, и московский литинститут, и общие друзья, и любовь к родине и слову. Белов сразу признал в Рубцове большого поэта и на протяжении долгих лет упоминал его в своих текстах.
О дружбе Белова и Рубцова вспоминает Ольга Сергеевна Белова: «Их общение было продолжительным и тесным… Коля ходил к нам часто, и я помню все наши беседы (о стихах, о статьях, о творческом раскрытии). Иногда постучится в дверь, звонка у нас еще не было, я открываю… Вася спать лег… Коля говорит на пороге: «Ладно, пусть Вася спит, не буди, давай посидим на кухне, ты мне чаю налей…» Он такой был далекий от быта. Не знал, что и где купить. Ко мне обращался. До получения квартиры часто жил в общежитиях и тогда мне рассказывал: «Странные люди там живут, просыпаются и ничего не говорят друг другу!..» Он дарил нам свои небольшие сборнички, мы их читали и восторгались». Гостил Рубцов и на родине Белова в Тимонихе. Однажды прожил там целое лето. Анфису Ивановну он называл мамой. Мать Белова вспоминала Рубцова с особой теплотой: «Зайдет, бывало, Коля ко мне на кухоньку. Я ему щец плесну. Кормлю его, и мы беседуем...».
С разрешения следователя Меркульева после трагических событий 18-19 января 1971 года Виктор Коротаев, Василий Белов и Александр Романов забрали и унесли для последующего разбора и изучения из квартиры поэта его рукописи.
В 1985 году в Тотьме состоялось открытие первого мемориала Николаю Рубцову. Рассказы вологодских писателей, в частности, Василия Белова, Виктора Коротаева и Владимира Ширикова о жизни поэта помогли московскому скульптору Вячеславу Клыкову создать достоверный образ Николая Рубцова. Монумент был установлен через 14 лет после смерти поэта. Василий Белов был гостем церемонии открытия. В память об этом событии в фондах Музея-квартиры писателя сохранились фотографии.