Моноспектакль «Поэт» – дань памяти Варламу Шаламову – стал сценическим прочтением его судьбы и творчества. Постановка вологодской актрисы Яны Лихотиной и череповецкого режиссера Анны Ивановой была представлена 3 октября в Боярских палатах СТД РФ на XIV Международном фестивале SOLO.

Почти два десятка лет Шаламов провел в лагерях, и его произведения стали символом сопротивления человека нечеловеческому порядку. Варлам Тихонович одним из первых поднял в литературе тему ГУЛАГа. Главным содержанием своей прозы и стихов он считал размышления о противостоянии личности уничтожающим ее силам и обстоятельствам. Несмотря на тяготы судьбы и несправедливость, Шаламов сохранил в себе человечность благодаря любви к слову и выразил боль через творчество. Его внутренняя сила, не исчезнувшая даже в жесточайших условиях, стала лейтмотивом моноспектакля.

Премьера состоялась в январе 2022 года – в Дни памяти Шаламова спектакль увидели зрители Камерного драматического театра Вологды. Также он был показан в Череповце и Кириллове.

«Идея создать спектакль о нашем земляке Варламе Шаламове и его непростой судьбе появилась давно. Останавливало то, что я женщина, а материал очень серьезный, мужской. Мне было важно понять, как Варлам Тихонович выстоял, как сохранил в себе человека и творца? Думаю, что спектакль отвечает именно на этот вопрос. Для меня Шаламов – в первую очередь поэт, и спасли его поэзия и Слово. Как только я поняла, что именно хочу сказать зрителю, обратилась к Анне Ивановой. Я видела многие ее работы, она близка мне по образу мыслей, и я рада, что именно Анна стала режиссером», – поделилась Яна Лихотина.

Анна Иванова, работая над моноспектаклем по стихам Шаламова, впервые глубоко погрузилась в его творчество. Для нее на первый план в постановке вышли размышления о природе таланта, о человеке и его чувствах. Пластическое решение спектакля Анна, хореограф по профессии, искала в созвучии с эмоциональной тональностью шаламовской лирики: «Языком тела можно выразить любую мысль, но в этой теме пластики минимум. Движение возникает только тогда, когда хочется выразить то, что не смогли сказать слова».

Когда Яна Лихотина подала заявку на XIV Международный фестиваль SOLO, спустя время ей позвонили и сказали, что спектакль «Поэт» включен в афишу. По ее словам, участие в подобных фестивалях для артистов имеет огромное значение и вдохновляет на новые творческие идеи.

Актриса рассказала, что в Боярских палатах во время спектакля царила особенная атмосфера. Это старинное здание с низкими сводами из красного кирпича. Спектакль камерный и предполагает, чтобы зритель находился рядом. Так и получилось – стены помогли. Табурет – элемент реквизита – стал многозначительной фигурой в постановке: он символизировал и нары, и гору, откуда Шаламов общался с Богом, и уединенное место для размышлений. В определенный момент с потолка падали листы – как некое послание свыше…

Вот что написал в рецензии на спектакль актер Анатолий Краснопивцев: «В течение часа перед нами из полуживого человека, изможденного голодом, холодом и непосильной работой, который испытывает лишь злобу или равнодушие, главный герой превращается в тонко чувствующего Слово, природу, эмоции и саму жизнь Поэта. Происходит преображение/возрождение/оживание. Благодаря рифмам и образам полумертвый лагерник становится человеком, а стихи помогают ему выжить. Под главной героиней спектакля зритель, естественно, подразумевает самого Шаламова. И сразу отмечу, что меня абсолютно не смущало, что спектакль играется актрисой, а не актером, что из уст героини постоянно звучат глаголы от мужского лица. Наоборот, женская природа Яны добавила в это описание жуткого лагерного (в самом начале – зимнего) ада некую мягкость и одновременно трагичность. При этом, не микшируя твердости духа, жесткости происходящего и характера персонажа. Землистого цвета роба, короткая стрижка, босые ноги – перед нами собирательный образ узника – это и репрессированные 30-х годов, а может и народовольцы позапрошлого века. Актриса очень осторожно, малоподвижно, в полумраке, часто вглядываясь в глаза зрителю (а можно им доверить свою тайну?!) ведет свой монолог о том, как почти прощалась с жизнью, и как поэзия помогла не умереть, заново открыть мир вокруг».

Спектакль «Поэт» будет показан на фестивале «Арт-театр» в Вологде и Череповце в ноябре.

   

Теги: варлам шаламов, Яна Лихотина
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме