Будущее русской литературы получило в Вологде новый импульс для развития. Молодые прозаики и поэты из разных городов страны встретились на семинаре молодых авторов в Центре писателя В. И. Белова. Те, кто не смог приехать, подключились онлайн, но самым интересным и плодотворным получилось живое общение начинающих прозаиков и поэтов с экспертами, видными литераторами и журналистами, и друг с другом.

Погружение в литературную среду, знакомство с текстами авторов своего поколения, обратная связь от обычных читателей и уже состоявшихся в литературе мастеров – эти шаги на пути в литературу очень важны для тех, кто только начинает работать с текстами.

Был забавный эпизод. Наталья Мелехина, рассказывая об игре Пушкина с другими лицеистами в снежки, сказала фразу: «Все мы знаем, чем это закончилось». Четырнадцатилетний Тимофей, надеясь услышать веселую историю о проделках знаменитого поэта, спросил: «Чем?». И получил ответ: «Выросла целая плеяда блистательных поэтов».

Умение анализировать художественные тексты – важнейший навык для автора. Поэтому на литературной учебе в Центре писателя В.И. Белова участникам нужно было ознакомиться со стихами и прозой друг друга и принимать участие в обсуждении. Организаторы отмечают: это помогает учиться распознавать сильные и слабые стороны произведений, «вылавлить блох» в собственных текстах, а еще проговаривать собственные чувства и мысли. Несколько раз, когда молодежь не могла подобрать точные слова для описания эмоций от чтения чужих текстов, эксперты приходили им на помощь.

Еще для авторов это возможность увидеть живую, непосредственную реакцию на собственные тексты. Участники делились: «Эти рассказы меня даже напугали», «Прочитала и как в деревне у бабушки побывала», «Я узнавал себя», «Именно так и ведут себя девушки», «Ваша подборка оказалась для меня терапевтичной».

Оказалось, что некоторые из «семинаристов» не только наделены писательским даром, но и умеют талантливо разбирать чужие произведения. Так, после одного очень подробного разбора Анастасии Карповой (между прочим, победителя премии для критиков «Эхо»), эксперты пошутили: «Ну вот, а мы-то зачем приехали». Однако взгляд ровесника, даже обладающего определенным литературным и критическим багажом, и взгляд опытного мастера – это принципиально разные вещи.

Порой начинающие литераторы даже не подозревают, какие сложности ждут их на литературном поприще. Для того и нужны опытные наставники, чтобы предостеречь и бережно направить «птенцов». Например, студента филологического факультета Макара Жигулина предостерегали и от подражания, и от излишнего перфекционизма – многим начинающим авторам сложно выстраивать свое литературное «я», постоянно обращаясь к величайшим образцам поэзии и прозы.

Прозаик Андрей Тимофеев несколько раз предупреждал слушателей семинара о том, что любой талант зачастую ограничен определенной сферой, и очень важно ее нащупать и развивать. Эксперты старались обратить внимание авторов на их сильные стороны. Так, Инга Чурбанова предложила поэтессе Ольге Вербовой попробовать пойти дорогой баснописца Крылова.

Один из главных уроков, который должны были вынести молодые литераторы: в тексте не может быть ничего случайного. Каждое слово, каждый образ должны быть на своем месте и работать на замысел автора. Трудно не согласиться с высказываниями экспертов: «Выйдет книга на сто тысяч экземпляров, и вы каждому не побежите рассказывать, что вы имели в виду», «Всему на свете можно дать точную ноту», «Читатель не психоаналитик, он не будет месяцами вытрясать из вас ассоциацию». Так, много замечаний было высказано по поводу текста, в котором автор использовал имена героев из «Капитанской дочки» без уважительной причины. Эксперт Никита Брагин отметил: «Романтическая история у Пушкина развивается на фоне эпической трагедии, и важно об этом помнить».

Много размышлений вызвали иностранные имена героинь в рассказе Екатерины Щербы из Луганска. Благодаря обсуждению текста появилась одна из очень важных цитат семинара: «Выбирая персонажу имя, мы выбираем его судьбу, менталитет, тип мышления».

Мамед Халилов немало рассуждал о том, что произведение должно нести не только эстетическую, но и большую этическую нагрузку: «Обидно, когда талантливый человек умножает несовершенство мира».

Еще важный урок – не забывать заботиться о читателе. Забота заключается и в том, чтобы не перегружать излишними топонимами, числами в тексте, и в том, чтобы не вынуждать читателя искать дополнительную информацию об упомянутых событиях, личностях, песнях, а еще – в том, чтобы избегать недомолвок «белых пятен» и пустот, которые по логике произведения должны быть заполнены. Так, автора историй о неполных семьях попросили подумать о судьбах утраченных родителей. «Девочка может точно не понимать, что происходит между мамой и папой, но мы понимать должны».

Опытные литераторы настоятельно рекомендовали многим участникам экспериментировать с темами и формами, чтобы «не получилось так, что прочел одно произведение, а понял сразу про все».

Много говорилось о случаях, когда важно понимать контекст, в котором создавалось произведение. Так, стихи Ольги Вербовой о войне, написанные в 2020 году, читаются совсем иначе в 2022. Произведения, созданные авторами из Луганской народной республики, воспринимаются по-другому, чем тексты их сверстников из других регионов. Эксперт Никита Брагин о тексте шестнадцатилетней участницы из Алчевска сказал: «Мы понимаем, с чем действительно очень легко перепутать салют. Спасибо за этот текст».

Рекомендации о писательской заботе можно подытожить высказыванием Мамеда Халилова: «Надо находить внутреннее, глубинное, что интересно читателю».

Много внимания эксперты уделили работе с материалом, из которого рождаются истории. Некоторым участникам эксперты советовали не брать истории из жизни именно такими, какими они запомнились, и не переносить в художественные тексты фольклор без переработки.

Много ценных советов участники получили по работе с художественным языком. Например, Андрей Сальников отметил, что шаблонный язык – это не всегда плохо, порой для определенной аудитории нужны тексты, написанные просто. Никита Брагин рассказывал участникам о том, что любые чувства можно выразить изящным способом. Говоря о лирике одного из начинающих поэтов, мастера отметили «сделанность» стихов: хочется «скрюченности и корявости», это вызвало бы больше эмоций. Другому автору посоветовали: «Красивости порой ухудшают качество сигнала. Как видите, так и пишите, прекрасным языком, на котором говорите». Для борьбы с неточными и банальными рифмами порекомендовали интересный способ – переписывать стихи прозой.

Стремясь, чтобы участники осознали всю ответственность при работе со словом, эксперты говорили им: «Язык определяет мышление нации», «Это вы создаете язык», «При недостаточном владении языком даже самая гениальная мысль не будет выражена».

Еще одна большая и важная тема, затронутая на семинаре – отражение личности автора в тексте. Кого-то участники хвалили за смелость: «Многие авторы боятся говорить о таких личных вещах». Одной начинающей поэтессе Инга Чурбанова сказала: «Марина, вы уже поэт. Вы всегда на стороне слабых, даже если вы на стороне слабой себя».

Подобные встречи – в том числе, попытка попробовать постичь суть писательства. Так, эксперт Андрей Тимофеев отмечал: «Писателя должно нести. Когда несет писателя, несет и читателя», «По-настоящему художник рождается тогда, когда создает свой мир». Мамед Халилов сказал о поэзии так: «Поэт потому и становится поэтом, потому что думает, чувствует, видит мир по-другому».

На литературном семинаре Централизованной библиотечной системы отношение к участникам было предельно бережным и деликатным. Как пошутила Наталья Мелехина: «Мы тут неругливые, есть такое словечко в вологодском говоре». Проблемы, шероховатости, неточности стилистические, смысловые и прочие, в текстах были выявлены, пристально рассмотрены, рекомендации по их устранению прозвучали, однако для каждого участника нашлись и добрые слова. Один из экспертов на закрытии семинара заметил: «Это большая ответственность, страшно неосторожным словом сломать чью-то писательскую судьбу».

Для кого-то из проходивших обучение семинар в Центре писателя В. И. Белова стал первой возможностью заявить о себе. Были и те, кто имеет в копилке самые различные достижения, в том числе выпущенные книги. Это говорит об уровне семинара, на котором даже авторы, достигшие определенных успехов, находят для себя что-то новое и важное. Многие участники делились впечатлениями от общения с экспертами: «Сама разбирать свои тексты я уже не могу», «Я начал смотреть на свою работу по-другому», «Работа предстоит очень долгая, но что поделать, будем работать», «Глубокий анализ можно получить только на семинарах».

Вольнослушателями семинара стали поэтесса Алла Касецкая и баснописец Олег Сметанин, которые тоже поделились своими наблюдениями и замечаниями.

Семинар запомнился множеством теплых моментов: эксперт Артем Попов привез Центру в подарок из Северодвинска деревянный парусник, который сразу же стал символов надежд, мечтаний и поисков. Саму литературную учебу и организаторы, и эксперты сравнивали с теплицей, где бережно взращиваются молодые таланты.

В программу семинара вошло не только обсуждение текстов с экспертами, но и «литературная завалинка», на которой гости Центра делились личными, связанными с литературой переживаниями. Некоторые из них признавались, что литературные семинары – единственная возможность обсудить с кем-то произведения. «Я живу в вакууме», – сказала одна из участниц.

Еще были экскурсии по Вологде и занятия по сценической речи с актером и ведущим Александром Соколовым, так как прозаикам и поэтам очень важно уметь презентовать свое творчество.

С текстами молодых литераторов можно познакомиться в Центре писателя В.И. Белова.

Теги: Беловские чтения, ЦБС, Центр Василия Белова
ЦБС г. Вологды

Новости по теме