Премьеру спектакля по одноименной пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» представил «Свой театр» заслуженного артиста России Всеволода Чубенко. Перед зрителями оживает история петербургского «недоросля» Миши Питунина, который с детства ненавидит «солнце русской поэзии».

Мальчику, живущему в Советском Союзе в 1970-80-е годы, претит насаждаемая насильно любовь к Пушкину. «Вот убили его – и правильно сделали! Раньше еще надо было!», – рассуждает герой. Но слава великого поэта не дает покоя ни в детском саду, ни в школе, ни в армии, ни после нее.

Сам гений взирает на происходящее с вершины своего Александрийского столпа. Его бюст возвышается над сценой и становится ее центром. Миша Питунин перед ним – что Евгений перед Медным всадником, обреченный страдать из-за творений рук Великого.

Единственный вопрос, который по-настоящему заинтересовал троечника: почему Дантес убил Пушкина, а тот Дантеса – нет? И попытка ответить на него постепенно превращается в миссию: спасти камер-юнкера Пушкина. Вот только от кого? От Дантеса ли? – это еще один вопрос, на который герой предлагает свои варианты ответа.

На литературные и житейские события в жизни Миши накладывается перелом в истории страны. С наступлением 1990-х внезапно оказывается, что спроса на Пушкина нет, и из всех защитников у него остается только он, Питунин. Тогда герой сам выходит защищать честь поэта, и пистолет, бывший лишь декорацией, стреляет...

Для актера Всеволода Чубенко спектакль стал возможностью соединить классику с сегодняшним днем.

«Зубрежка ради зубрежки вызывает обоснованное отторжение. Многие классические произведения нужно читать не в школьном возрасте, чтобы оценить их. Общение с автором должно быть на равных, но не в смысле панибратства – мы должны понимать, что это за человек и о чем он писал. В данном случае для родителей и учителей может быть интересен взгляд на классика с другой стороны. В пьесе персонаж позволяет себе издевку над Пушкиным, но она, наоборот, идет на пользу поэту, как доказательство от противного. В результате всё случилось: и спасение, и благодарность за творчество, поэзию», – рассуждает Всеволод Чубенко.

Пьеса Михаила Хейфеца давно покорила столичные и региональные театры России. Но право быть первым городом, где постановка по пьесе увидела бы свет, могло быть за Вологдой.

В 2016 году Михаил Хейфец давал интервью «Петербургскому театральному журналу», где упомянул областную столицу: «Мне хотелось сделать монопьесу. Один замечательный артист, который работал тогда в Вологде и специализировался на моноспектаклях, был готов сделать такой спектакль. И мне бы этого было вполне довольно! Я уже был бы счастлив. Но пьеса неожиданно зажила какой-то фантастической, отдельной от меня жизнью».

О Всеволоде Чубенко драматург услышал от своих знакомых в Петербурге.

«Мы с ним встретились на фестивале в Иерусалиме, где он живет. У меня до сих пор лежит экземпляр его пьесы, который он мне отдал для чтения. Текст сам по себе огромный, и автор переслал мне им самим сокращенный вариант. Мы с ним обсуждали постановку. Но тогда у меня возникли свои жизненные обстоятельства, и спектакль не сложился. Текст тем временем разлетелся по всей России. Прошло 10 лет, но я все равно решил поставить этот спектакль, невзирая на то, что он уже успел стать классикой», – поделился Всеволод Чубенко.

Ближайший показ постановки «Спасти камер-юнкера Пушкина» в зале «д’Флёр» состоится 21 декабря.

12+

Теги: свой театр, Всеволод Чубенко, премьера
Алина Махлина

Новости по теме