Уникальный тканевый оклад XVIII столетия для иконы «София Премудрость Божия», вышитый золотными и серебряными нитями, реставрируют специалисты Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
В фонд старинный предмет поступил ещё в 30-е годы прошлого века из Бороивановской церкви. Оклад величиной более метра выполнен в технике лицевого шитья, достигшей наивысшего расцвета в XV – первой половине XVI века. Единственным инструментом создания служила игла. Роль красок выполняли шелковые, серебряные и золотные (то есть позолоченные) нити. Искусная работа русских мастериц радовала прихожан долгие годы.
Восстановлением экспоната занимаются реставраторы Лидия Хоботова и Александра Романенкова. По словам Лидии Хоботовой, оклад иконы поступил на реставрацию в состоянии сильного загрязнения и закопчения. «На памятнике имелись множественные восковые пятна. На канте, по периметру иконы – утраты от проколов гвоздей со следами ржавчины. На поверхности шитья – разрывы и сечения нитей. В некоторых местах ослаблены нити прикрепа и шитья», – цитирует специалиста пресс-служба музея-заповедника.
В настоящее время проведены некоторые трудоемкие реставрационные процессы: выполнена механическая очистка клея на оборотной стороне, ослаблены пятна ржавчины на канте по периметру оклада, а также пятна воска на шитье. Сейчас проводится очистка металлических нитей шитья, пайеток, жемчуга и фольги. Реставраторам предстоит устранить деформацию шитья, позумента и фольги, укрепить отстающие нити, выполнить дублирование разрывов и восполнить утраты, монтировать отстающий кант по периметру оклада.
После завершения работ предмет будет представлен в экспозиции музея.
За время работы реставрационных мастерских на базе музея-заповедника восстановлено 405 экспонатов, выведены из аварийного состояния и приведены в экспозиционный вид многие предметы из коллекций церковных и народных тканей.
Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, реставрация, икона