Редкий, необычный экспонат был передан в 1953 году в картинную галерею из Вологодского областного краеведческого музея – рисунок «Шведский король Карл XII», выполненный непрофессиональным художником и даже не пользовавшимся известностью в своем кругу рисовальщиком-любителем. Его автор – писатель Анатолий Брянчанинов, черпавший сюжеты для произведений из русской действительности своего времени. Что послужило импульсом для создания этой работы, неизвестно. Возможно, одной из причин пристального интереса к воинственному европейскому королю у вологодского литератора могло быть полученное им образование.
Представитель древнего дворянского рода Брянчаниновых, делившегося на две ветви – покровскую и юровскую, Анатолий Александрович Брянчанинов владел землями в Кадниковском уезде Вологодской губернии недалеко от Вологды, в селе Юрово. По специальности он был военным инженером: окончил Николаевское инженерное училище в Петербурге, а в 1859 году – Николаевскую инженерную академию, служил в первом лейб-гвардейском стрелковом батальоне, по семейным обстоятельствам вышел в отставку в чине подпоручика в 1862 году. Затем он поступил на гражданскую службу: в Орле был директором Земельного банка, в Вологде и Вологодской губернии был на выборных должностях в различных учреждениях, вышел в отставку в 1904 году в чине статского советника.
Писать Анатолий Брянчанинов начал в 17 лет, еще во время учебы. Свои рассказы, повести, роман, драмы он публиковал с 1870 по 1915 год в Москве, Орле, Санкт-Петербурге и Харькове, в основном в отдельных изданиях, нередко в качестве журнальных приложений. Он не был популярным автором. Наиболее известное его произведение – «Русские народные сказки. В стихах» (СПб, 1895) – вышло с предисловием Ивана Тургенева, с которым Брянчанинов познакомился в Орле. Из их переписки сохранились только письма к нему Тургенева.
Помимо литературных трудов Брянчанинов оставил воспоминания о своей учебе в Петербурге, которые представляют большой интерес. Они были опубликованы в нескольких выпусках санкт-петербургской газеты «Гражданин» в 1901 году. В них описан быт учащихся, а также затронуты вопросы обучения и воспитания. По мнению Брянчанинова, воспитанники училища и академии получали разносторонние знания не только в военно-инженерном деле, но и в других областях: литературе, музыке, искусстве. Большое внимание уделялось черчению (чертежи отделывались тушью и покрывались красками), к нему прилагалось рисование с натуры различных геометрических тел, гипсовых архитектурных украшений, ордеров, моделей крепостных верков. Всеми этими навыками Анатолий Брянчанинов успешно овладел.
Рисунок «Шведский король Карл XII» выполнен им в 1867 году пером, кистью, тушью и белилами со знанием законов композиции, перспективы, с тонкой проработкой лиц и костюмов персонажей, всех деталей. Молодой, энергичный король изображен здесь в бурю сошедшим с судна и идущим вместе со своей свитой к берегу. Вдали видно его войско. Романтическая приподнятость и некоторая помпезность работы близка многим произведениям графики XVIII века. Проживший короткую и бурную жизнь, король-воин, убитый в 36-летнем возрасте шальной пулей при осаде норвежской крепости Фредрикстен, был основным противником Петра Великого в ходе Северной войны. По этой причине обычно находящийся в фондах галереи рисунок сейчас экспонируется на тематической выставке «Посвящение Петру Великому», где его могут внимательно рассмотреть посетители Шаламовского дома.
*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.
0+
Теги: арт-мозаика