Сказочные наряды из российского фильма «Конек-горбунок» можно увидеть на новой выставке, открывшейся в художественном отделе Вологодского кремля.
Сказку «Конек-горбунок» Петра Ершова каждый знает с детства. А в 2021 году на экраны вышел современный отечественный фильм по этому произведению. Создатели этой фантазийной киноистории – режиссер Олег Погодин и сценарист Алексей Бородачёв признавались, что хотят возродить традицию экранизации русских сказок. Съемки начались в 2018 году, проходили в самых больших в России съемочных павильонах, где была создана копия сказочного города, описанного Ершовым. Создатели декораций и предметного мира вдохновлялись творчеством художника Ивана Билибина. Главные роли в картине сыграли известные актеры Паулина Андреева (Царь-девица), Антон Шагин (Иван) и Олег Ефремов (царь). Образ Конька-горбунка создал Павел Деревянко с помощью современных компьютерных технологий. В кадре зритель его не видит, но благодаря специальным датчикам была передана мимика и движения актера. Картина вышла в широкий прокат 18 февраля 2021 года и была отмечена как самая кассовая экранизация русской литературы за последнее время.
Фильм покорил зрителя своей необычностью и яркостью, в чем большая заслуга художников по костюму Надежды Васильевой и Ольги Михайловой. Это не первая их совместная кинематографическая работа: в таком творческом тандеме они создавали костюмы героям фильма «Матильда» (2017) и получили кинопремию «Ника» за лучшую работу художника по костюмам. Надежда Васильева создала костюмы к большинству фильмов режиссера Алексея Балабанова. Как художник не раз участвовала в различных выставочных проектах. Помимо кино она активно сотрудничает с санкт-петербургским Эрмитажным театром и Театром комедии Акимова. Ольга Михайлова работала как художник по костюмам в различных картинах, среди которых «Скиф», «Цой», «Шаман». В 2015 году художницы основали творческую мастерскую «Пчела и Шнип».
«В преддверии Нового года нам очень хотелось показать в музее что-то неординарное, сказочное, волшебное, как и сам праздник, который мы все ждем. И очень рады, что у нас получилась такая яркая экспозиция, которая напомнит о фильме – наверняка, многие сразу захотят его пересмотреть. Выставка иллюстрирует работу художников и их большой команды, ведь очень многое в этих костюмах сделано вручную. С Надеждой Васильевой и Ольгой Михайловой, которые привезли к нам костюмы, мы сразу подружились, и уже есть планы на новые совместные выставочные проекты, – рассказала генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева.
Каждый наряд на этой выставке посетители могут рассматривать долго и увлеченно, в них продумано все до мельчайших подробностей. Всего для фильма создано более 300 костюмов, не считая тех, которые дублируются для каскадеров. Были привлечены мастерицы, использующие разные техники ручной работы – вышивка, сухое валяние и многие другие. В экспозиции в художественном отделе можно увидеть большую часть нарядов и аксессуаров – представлено 200 различных предметов, среди них 50 костюмов.
«Для каждого персонажа подбирали костюм индивидуально, чтобы он обязательно подчеркивал его достоинства. Так, например, Антону Шагину, который играл главного героя Ивана, совершенно не шел цвет льна, поэтому для него специально сделали цветные рубашки, – рассказала о тонкостях работы над фильмом художник Надежда Васильева. – А на первых кадрах он появляется в рубашке-поддеве, которую мы ему связали. Причем старались добиться сочетания разных фактур, чтобы они была вся в узелках, выпуклая, а в основе обычная веревка — джутовый шпагат. К этой поддеве мы сухой иглой приваляли разные веселёнкие картинки. А чтобы он был ближе к современности – связали ему практически обычную шапку, по фасону такую, в какой молодежь сегодня ходит. Вообще, костюм у нас сам по себе получился «живой», мы к нему всякие тряпочки пристегивали вручную, изображая лубочные картинки. Здесь очень много разных мотивов из старины, мотивы росписей различных предметов. Мы очень хотели и в костюме показать, какой наш герой простодушный, добрый – поэтому у него здесь петушки, цветочки, снежинки. И даже рукавички есть, как у малышей на резиночке, чтобы не потерял. Еще мы делали много разных мелких деталей, в виде вышивок или какой-то мелочевки – в котомке, например, вшита подковка на счастье. На выставке рядом видим его наряды, которые менялись в течение всего фильма. Были и непростые задачи, как, например, срочно сшить за две ночи наряд другого цвета – зеленого, потому что поменяли основной фон декораций и наш костюм терялся в этой гамме. Причем надо было сшить универсальный костюм, чтобы подходил под разные фоны, и не один, а несколько идентичных: для самого актера, для каскадера, для съемок в воде. И шили командой, каждый отвечал за какую-то часть наряда: кто-то за рукав, кто-то за ворот и так далее».
Самые яркие и необычные костюмы – у главных персонажей сказки. На протяжении фильма они не раз меняли свой наряд: с каждой сценой он становился все сказочнее и оригинальнее. Тем самым подчеркивалось изменение настроения героя, его положения или какие-то другие обстоятельства.
«В кино очень важно понимать, что вещи не должны быть репликами из музея, необходимо их сделать такими, чтобы преломлять сказочную реальность. Зритель должен понимать, что это русский костюм, русская сказка, но вместе с тем знать, что это фантазийный наряд. В основу мы брали какие-то традиционные мотивы и видоизменяли их, делая в чем-то смешнее, проще, – отметила Ольга Михайлова. - Количество костюмов точно подсчитать сложно, но у нас были массовые сцены с участием 300 актеров и двух десятков лиц из окружения царя. Начали мы работать над разработкой костюмов в конце 2017 года, а съемки закончились в конце октября 2018 года. И все это время в том числе параллельно со съемками шла и подготовительная работа и пошив костюмов. Мы даже специально ездили в Индию, чтобы закупить нужные для нас ткани. Там несравнимый ни с чем рынок стиля, он очень традиционен и то, что продаётся в Индии, наиболее подходило для решения наших задач – например, хлопок с набивным рисунком, который похож на русский сказочный узор. Или сари с настоящей металлической нитью, очень тяжёлые, богатые свадебные наряды с вышивкой, с камнями, стразами – как раз все это и было необходимо, чтобы нарядить царский двор. У нас получились довольно непростые наряды, с массой техник, элементов, и они не так просты для работы актерам, поэтому им обязательно помогают одеваться к съемкам. Очень многое зависит от самих актеров, здесь хочется отметить Паулину Андрееву: девушка высокой дисциплины, она умеет носить тяжелые и неудобные вещи, и делает это просто идеально».
Рассмотреть все наряды царского двора из фильма «Конек-горбунок» можно будет до 11 февраля в Художественном отделе Вологодского музея-заповедника (г.Вологда, ул. Орлова, 15). Вход по билету. Действует «Пушкинская карта». Справки по тел.: 8 (8172) 72-25-11, 72-99-81.
0+
Теги: выставка, конёк-горбунок, костюм, художественный отдел, вологодский музей-заповедник, Вологда.