Продолжаем рассказывать о вологодских зодчих в информационном проекте, приуроченном к 80-летию Вологодского союза архитекторов.

Петра Бортникова на посту губернского архитектора сменил Александр Соколов. В каком году он вступил в должность, точно не известно. Самые ранние документы за его подписью датируются 1797 годом.

Многочисленные проекты тюрем, типовых соляных и винных магазинов для уездных городов Вологодской губернии, сметы и описания построек, приспособление «апробованных» проектов уездных присутственных мест для Сольвычегодска и Яренска свидетельствуют о разнообразной и широкой деятельности этого архитектора.

Александр Соколов занимался и тщательной фиксацией планов и фасадов казенных зданий, существовавших в Вологде и других городах Вологодской губернии в конце XVIII века. Дошедшие до нас чертежи за его подписью, составленные около 1800 года, дают представление о первоначальном виде ряда общественных сооружений, сохранившихся до нашего времени.

Запечатлен стараниями архитектора ансамбль Вологодской губернской больницы на Новинковской улице (сейчас – Советский проспект), который включал каменное двухэтажное здание с деревянной крышей и деревянные одноэтажные флигели. Точная дата постройки не известна. Изначально в основном здании располагалась Вологодская провинциальная канцелярия. После того как она сгорела во время крупного городского пожара в мае 1773 года, Вологодским приказом общественного призрения дом был «возобновлен» (то есть восстановлен). Внутри разместились больница и рабочий или смирительный дом, куда направляли на принудительные работы «непотребных людей» в качестве наказания.

Согласно плану, выполненному Александром Соколовым, на нижнем этаже каменного строения располагалась казарма для содержания рабочих, а на верхнем – больница. Деревянные флигели были отданы для служащих при больнице и смотрителя над рабочими. Также в комплекс входили деревянная баня и сарай с конюшней. В XIX веке здание больницы было сильно перестроено, но свою функцию сохранило до наших дней: теперь это один из корпусов Вологодской городской больницы №1 на Советском проспекте, 59.

В 1806 году господин Соколов «с натуры снимал и иллюминавал» чертеж дома адмирала Барша, когда после смерти владельца его сын предложил казне приобрести это здание. Губернскому архитектору принадлежит проект приспособления дома Барша под почтовую контору, составленный по приказу губернатора. Однако в Петербурге признали нецелесообразным переделывать особняк, вместо этого рекомендовали построить специальное здание под контору.

На другом дошедшем до нас плане господина Соколова можно увидеть воспитательный дом в Великом Устюге. Подобные учреждения начали активно создавать при Екатерине II в продолжение политики Петра I, направленной на воспитание и обучение незаконнорожденных детей. Согласно плану, на первом этаже находилась богадельня с отдельными помещениями для мужчин и женщин, а на верхнем этаже жили надзиратель и няни с детьми. Предположительно, это план здания захаровской богадельни.

О доме рассказывает в своем «Описании города Устюга Великаго...» топограф Семен Васильев, посетивший город в 1839 году. По его сведениям, воспитательный и странноприимный дом был устроен в 1785-м и 1786-м годах великоустюжским купцом 1-й гильдии Григорием Федоровичем Захаровым «на собственный его капитал, по плану г. Ярославскаго и Вологодскаго генерал-губернатора и кавалера Мельгунова, с засвидетельствованием Наместническим правлением».

В 1903-1905 годах в здании провели ремонт и сделали пристройку по проекту ссыльного архитектора Владимира Курицына. Он же вел надзор за работами. Впоследствии в разные периоды в доме находились солдатская казарма, детский дом, школа медсестер, эвакопункт, хирургическое отделение с рентгеновским кабинетом. На сегодняшний день это здание Великоустюгской городской поликлиники.

Составлен губернским архитектором и план здания приказа общественного призрения в Сольвычегодске. В конце XVIII века в городе лишь два строения были каменными и выделялись своей архитектурой. Одним из них был двухэтажный дом ведомства приказа общественного призрения, «в коем учреждении градская богадельня и воспитание незаконнорожденных младенцев». В плане Александра Соколова отмечено, что на верхнем этаже было помещено народное училище, а внизу – богадельня, «где и дети воспитываются».

Александр Соколов выполнял и частные заказы. Богатейший вологодский помещик Александр Межаков поручил ему составление проекта церкви в своем имении Никольском. Под описание подходит холодная Николаевская Заболотская церковь с тремя престолами в честь Николая Чудотворца, Ильи Пророка и благоверного князя Александра Невского. Храм строился с 1807 года. За объект взялся подрядчик Федор Новожилов из села Коровничье Вологодского уезда. С ним вместе работали 8 мастеров-каменщиков и 4 мальчика-разнорабочих. Постройка церкви была завершена в 1814 году с некоторыми отступлениями от проекта уже после завершения карьеры Соколова. Холодный Николаевский Заболотский храм освящен в 1823 году. До наших дней строение не дожило: церковь разрушили в советские годы.

Увольнению губернского архитектора способствовала пагубная привычка или... чья-то воля. Вновь назначенный вологодский губернатор Линеман в 1806 году жаловался в Петербург, «что Соколов предался вкоренившейся в нём страсти к пьянству» и «от сего в произведении строений последовала совершенная остановка». В этом же году на квартиру к якобы «заболевшему» Александру Соколову были посланы полицмейстер и лекарь «ево Соколова в болезни освидетельствовать, но оной нашли его вместо болезни обращающимся в пьянство». Уже 26 декабря 1806 года Линеман сообщал по инстанции, что Александр Соколов уволен. 

Примечательно, что за год до этого архитектор подавал рапорт в Вологодское губернское правление с наставлениями о постройках каменных церквей, где среди прочего обозначал проблему с нерадивыми подрядчиками: «За нужное почитается взять предосторожность от бродях подрядчиков, которые своего дела не сведущие и цен не знающие, со всяким обманом стараются получить подряд запри(м)ечено, а исполнять не в состоянии. При худом же исполнении стараются в половине строения забрать все деньги и запасы и ... от работы уклониться по другим таковым подрядам. Хотя таковые подрядчики и дают по себе многочисленно поручителей, но без всяких состояний, никакой помощей впоследствии не может быть по отыскиванию таковых с великим трудом подрядчиков к своему делу ... бывает окончание слабое и с убытками и немаловажными, от того происходит начальствам затруднение». 

Возможно от внимания губернского архитектора не ускользнули и другие нарушения. Александра Соколова официально отстранили от должности 7 января 1807 года. А новым губернским архитектором был назначен «свободный художник Иван Андреев сын Фохт», о котором речь пойдет в следующем материале.

***

При подготовке статьи использованы материалы:

Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., 1983.

Васильев С. Описание города Устюга Великаго Вологодской губернии в историческом, статистическом и топографическом отношениях // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда, 2007.

Кудрин Н. Запечатленная память: записки краеведа. Архангельск, 1986.

Минаев А.Л. Вологодские губернские архитекторы конца XVIII – начала XX вв.// Известия ВОИСК. Вып.14. – Вологда, 2005.

Македонская Н. М. Церкви села Никольское Усть-Кубинского района Вологодской области. Уточнённые названия церквей.

Фехнер М.В. Вологда. М., 1958.

Фото отсканированных материалов РГИА

Читайте также: От полкового писаря до первого губернского архитектора: с Петра Бортникова начинаем новый информационный проект «Имя зодчего»

Теги: архитектура, Великий Устюг, Вологда, имя зодчего
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме