Выставка «Чудо Преображения» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля.
Экспозиция рассказывает о реставрации самого большого и сложного традиционного сооружения из дерева на планете – 22-главой церкви Преображения Господня на острове Кижи. В 1990 году она стала одним из трех первых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России наряду с Московским кремлем и историческим центром Санкт-Петербурга.
Триста лет назад безымянным зодчим удалось построить без чертежей и расчетов здание высотой 40 метров и весом 600 тонн, общая длина бревен в срубе которого превышает 10 км.
Выставка подготовлена музеем-заповедником «Кижи». В ее создании принимали участие люди, лично приложившие талант и умение к возрождению Преображенской церкви. Вологда стала первой площадкой для выставочного проекта. Далее «Чудо Преображения» увидят в Ярославле.
На первом этаже Юго-Западной башни представлены более 100 экспонатов, которые наглядно демонстрируют процесс восстановления памятника.
Ведущий специалист музея-заповедника «Кижи» Андрей Ковальчук 20 лет руководил плотницким центром при музее и принимал непосредственное участие в реставрации церкви Преображения. Он разработал методику протезирования, с помощью которой на место поврежденных фрагментов бревен вставлялись деревянные протезы. Это позволило оставить больше «родных» материалов. На сегодняшний день в церкви Преображения лишь одна треть бревен поменяна, одна треть сохранена и одна треть отреставрирована методом протезирования.
По словам Андрея Ковальчука, самым сложным в процессе восстановления было «поднять церковь». Реставрация проходила с применением лифтинга: строение разделялось на пояса и приподнималось над землей с помощью металлических конструкций. Часть их можно увидеть на выставке.
«Благодаря этой технологии, церковь практически не покидала погоста и простояла все годы реставрации. Контур ее был узнаваем и объем сохранялся. Процентов 80 строения всегда было на погосте. Место не оставалось пустым, как это бывает при полной переборке сруба», – отметил реставратор.
В восстановлении соединялись современные и исторические технологии: в работе применялись как станки, так и топоры и тесла, которыми орудовали и сами плотники, строившие храм. К примеру, вручную делались лемехи, покрывающие главки церкви.
«Лемех на церкви довольно большой – в среднем 42 см сантиметра длиной, и шириной 18-20 см. Их нужно было вытесать более 35 тысяч. Делали заготовки и потом топором каждый лемех вытесывали», – объяснил Андрей Ковальчук.
На выставке воссоздана импровизированная мастерская, где можно увидеть плотницкие и столярные инструменты. Среди них и знаменитый «кондачок», позволяющий легко переворачивать бревна.
Посетителям посчастливится «побывать» и внутри церкви. Интерьеры памятника реставрировались на протяжение 10 лет. В Вологду привезены подлинные предметы церковного убранства такие, как напольный подсвечник и другие.
В лайтбоксе показаны черно-белые изображения так называемых «небес» (клиновидные потолочные иконы). Сами Преображенские иконы были утрачены во времена Великой Отечественной войны.
«Зима 1944-1945 года была очень холодной, и «небеса» истопили на дрова. К сожалению, мы узнаем об этом из архивных документов, и у нас сохранились только черно-белые фотографии икон. Сейчас ведутся работы по воссозданию небес, чтобы потомки могли их увидеть», – рассказала на открытии выставки главный хранитель музея Анастасия Диброва, принимавшая участие в работах по восстановлению интерьера и иконостаса.
На данный момент сохранились только тябла и замковое кольцо, куда вставлялись иконы. Любопытно, что на замковом кольце молитва «Отче наш» написана в зеркальном отражении – это уникальный случай. Для чего это было сделано, история умалчивает. Есть версии, что слова могли отражаться в купели или же это делалось для того, чтобы Бог мог прочитать. Но в исторических источниках тому нет никаких подтверждений.
Гордостью Преображенского храма является четырехрядный иконостас 7 метров в высоту и 25 метров в длину. Он располагается на семи стенах, как бы обнимая прихожан. На выставке присутствует его изображение. Иконостас датируется 1770-ми годами. Одним из резчиков, работавших над его созданием, был вологжанин Степан Афанасьев.
Реставрация иконостаса продолжалась также 10 лет. После демонтажа его буквально собирали по кусочкам. Восстановленные элементы покрыли сусальным золотом и наложили тонировку. На сегодняшний день в иконостасе 193 детали и 111 икон.
Особый интерес представляет и макет Кижского архитектурного ансамбля, расположенный в круглом зале.
Выставка «Чудо Преображения» будет работать до 9 апреля. Посетить ее можно по цене входного билета. Для посещения выставки действует Пушкинская карта.
6+