Межрегиональная научно-практическая конференция «Традиционный народный костюм: история и современность», открывшаяся накануне, собрала на Вологодчине ведущих ученых-этнографов, сотрудников научных и музейных центров страны – Российского этнографического музея, Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Также в числе участников форума – мастера народных промыслов, руководители и участники фольклорных коллективов из Вологодской области, Москвы, Кирова, Самары, Твери, Саратовской и Архангельской областей. Гостем конференции стала заместитель Губернатора Вологодской области Лариса Каманина, заинтересовавшаяся темой традиционного народного костюма.

Форум продлится в Вологде до 3 февраля: участники посвятят доклады проблемам изучения, сохранения и репрезентации традиционных локальных костюмных комплексов; особенностям традиционных видов рукоделия как неотъемлемой часть традиционного костюма; реконструкции народного костюма.

Работая с образцами старинной одежды, сохранившимися в музеях и уходящими из нашего быта, видя их красоту, хочется показать ее всем. Но если костюм демонстрировать только на выставках, то он так и останется музейным экспонатом. Отрадно, что на конференции в Вологде специалисты не только получают дополнительные теоретические знания по технологии создания костюма, перенимают опыт, но и демонстрируют традиционный костюм и культуру его ношения в современной жизни.

Об особенностях кроя и моделирования женского традиционного костюма Верховажского района рассказала директор районного историко-художественного музея Ирина Дубова, а две юные участницы конференции демонстрировали верховажский костюм на себе.

Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Ангелина Глебова в своем докладе представила традиционный костюм Вологодской губернии как часть народной культуры и искусства Русского Севера, основываясь на коллекции народного костюма из фондов Вологодского музея-заповедника. Коллекция костюмов, которые носили предки нынешних вологжан, покоряет своей яркостью и жизнеутверждающим сочетанием цветов, строгостью и целомудренностью.

Художник-реставратор по ткани Государственного исторического музея Екатерина Барабанова поделилась знаниями о низаных серьгах, которые были красивым аксессуаром в традиционном костюме пограничья Вологодской и Новгородской губерний. Серьги-бабочки из бисера создавались техникой низания. Их основу оплетали жемчужинами, нанизанными на белый конский волос. Так постепенно рождались ажурные узоры. К концу ХIХ века вместо конского волоса стали использовать леску, а дорогой и редкий жемчуг заменяли бисером. А в начале ХХ века знаменитые серьги-бабочки стали делать уже целиком из бисера. «Информации о производстве низаных серег почти не осталось. Судя по всему, производство было организовано по-разному: где-то серьги низали сами крестьянки, где-то мастерицы создавали их на заказ. В некоторых уездах Вологодской и Новгородской губернии носили серьги, технологии которых отличались от общепринятой. Основу для низания делали из деталей, вырезанных из металлического листа. Для того, чтобы придать изделию объем, добавляли какой-нибудь наполнитель, например, смятую фольгу», – рассказала Екатерина Барабанова.

О традиционной одежде карелов рубежа ХIХ-ХХ веков шла речь в докладе ведущего специалиста сектора сохранения, изучения и демонстрации традиционных ремёсел службы истории и этнографии Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» Марины Гусевой. Слушатели узнали об особенностях женской одежды карелов Повенецкого уезда Олонецкой губернии: рубаха из льняного полотна, рукава которой выполнялись из фабричной ткани и были собраны в пышные оборки; праздничные рубахи с нашивками на плече; летние девичьи головные уборы – ленты или налобные повязки; зимний обычай носить два платка – один на голове, другой на груди. В разных губерниях бытовали необычные приёмы вышивки, несхожие приёмы декорирования головных уборов, поясов, обуви. Стили разные, а ощущение нарядности костюма было единым.

В течение еще двух дней работы конференции – 2 и 3 февраля – участников ждут открытые лекции по этнографии традиционного народного костюма, круглый стол «Традиционный народный костюм: проблемы сохранения и развития». Лекцию «Традиционный русский костюм Вологодского края: по материалам Российского этнографического музея» прочитает Изабелла Шангина, главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея. «О некоторых формах русского традиционного костюма в современном российском обществе и культуре» расскажет в своем докладе ведущий научный сотрудник, хранитель фондов отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Татьяна Зимина.

Элементам традиционного костюма в современной одежде посвятит свой доклад руководитель ателье «Русское» Татьяна Шеулина из Вологды. О вологодском стекле и опыте работы в студии «Вологодские росписи» расскажет Дина Теленкова – мастер народных художественных промыслов Вологодской области. Тему актуальности сохранения, исследования и использования традиционного костюма и/или его деталей в рамках школьной общеобразовательной программы и программы школьного дополнительного образования затронет Мария Горя – учитель изо и технологии, педагог дополнительного образования из «Романовской школы» (Москва).

Конференция проходит в новом здании областной картинной галереи по адресу: г. Вологда, ул. Мира, д. 34, 5 этаж. Организаторами форума выступают областной Центр народной культуры, Вологодская областная картинная галерея и региональное отделение Российского фольклорного союза. Вход на мероприятия форума свободный.

Программа конференции размещена на сайте Центра народной культуры. Также ее можно скачать на нашем сайте (файл pdf).

12+

Теги: ЦНК, традиционный народный костюм
Кристина Страмова

Новости по теме