Встречи с московскими и вологодскими художниками-иллюстраторами прошли в рамках Первого областного форума детского чтения в Вологде 24 и 25 мая.

Вологжанка Дарья Ятвицкая рассказала о процессе создания книжных иллюстраций. Дарья родилась и выросла в Вологде, работает в Вологодской областной универсальной библиотеке, занимается цифровой живописью. Художник иллюстрировала сборники «Кружевные сказы, сказки, истории для всей семьи» Дмитрия Ермакова, «Птички-рукавички» Василия Белова, книгу «Тихая моя родина. Стихи Николая Рубцова и рассказ о нем» и др. К каждой нужен был свой подход.

«Если прочитать «Кружевные сказы», то сразу понимаешь, что нужно изобразить. Есть сцены, которые просятся, чтобы их проиллюстрировали. Рассказ «Ангел прилетел» мне больше всех понравился, и я его сразу нарисовала. На всю иллюстрацию ушло буквально четыре часа. Остальные медленнее шли. В случае с поэзией Рубцова было сложнее понять, что именно нужно изобразить. Но под конец я так разогналась, что, казалось, смогу проиллюстрировать еще три книги про Рубцова. Материал был собран, и осталось огромное количество не подошедших эскизов», – поделилась Дарья.

Эскизы выполняются, как в черно-белом, так и в цветном вариантах, карандашом и на цифровом планшете. «Еще на стадии эскиза вы должны держать в голове, какой у вас размер изображения будет в книге, иначе при переделке «полетит» вся композиция. Создание иллюстраций к книге – это всегда командная работа. Художник-иллюстратор работает в связке с автором (если доступен), редактором, дизайнером-верстальщиком», – объяснила Дарья Ятвицкая.

Из Москвы на форум приехала книжный иллюстратор, художник-постановщик мультфильмов, писатель и искусствовед Дарья Герасимова.

Дарья Герасимова поведала вологжанам, как создавалась сказка «Полуночный пароход», про которую так и хочется сказать: «Основано на реальных событиях». «Однажды в Весьегонске мы разговорились с библиотекарями, а они поделились, что про их город, частично затопленный при строительстве Рыбинского водохранилища, нет ни одной книги, которая была бы интересна детям. И я ее написала. Сказка называется «Полуночный пароход». Пароход везет мальчика Мишу из Весьегонска в старинный город Мологу на ярмарку. Но Молога – город-призрак, который исчез с лица земли в глубинах Рыбинского водохранилища».

Все сказочные приключения мальчика Миши придумала и проиллюстрировала Дарья. На страницах произведения скрываются глубокие смыслы, о которых будет интересно поговорить после чтения. Автор подходит к своей работе с необычайной фантазией, щедрой долей юмора и, конечно, с большой любовью к читателям. Вологодским школьникам в завершении встречи она подарила открытки с собственными иллюстрациями.

Супруги Андрей и Наталья Снегиревы тоже прибыли на форум из столицы. Художники-иллюстраторы познакомили юных читателей с историей комиксов, самый первый из которых появился еще в 1891 году. Лекторы отметили различия между американскими, французскими и японскими комиксами и представили публике своего героя – кота Кешку. «Он создан для того, чтобы веселить детей и воспитывать их через веселье», – сказала о нем Наталья Снегирева.

Персонаж «воспитал» уже не одно поколение детей. Появился на свет он в 1991 году.

«Истории о Кешке начали печатать в еженедельнике «Семья», который выходит до сих пор. Тогда там были рубрики для всех, кроме детей, и главный редактор посвятил им полосу, а начать решил с комиксов. Среди предложенных художниками персонажей он выбрал нашего страшненького Кешку. Мы не могли понять, почему: он не милый, глазки небольшие. А, оказалось, у главного редактора был похожий кот дома. Так Кешка попал в газету», – поделилась Наталья.

Комиксы о говорящем коте Кешке выходят в Китае, недавно были выпущены в Швейцарии. Среди поклонников персонажа есть даже французский граф.

Художники дали маленьким вологжанам несколько советов, как создавать комиксы.

«Нужно представлять не только картинки, но и историю. Берешь персонажа, котенка, собачку, мальчика или девочку и представь себе взаимодействие с каким-либо предметом. Что может произойти с героем и мячиком? Закрываешь глаза и представляешь себе, что всё это двигается», – пояснил Андрей Снегирев.

«Комиксы – это мультфильм на бумаге. История должна жить в вашей голове. Допустим, по мячу ударили, и он может упасть в воду, застрять на дереве. Что дальше может произойти смешного? И в конце обязательно должно быть или смешно, или интересно, или очень мило, или поучительно, но не грустно. Мы очень строго следим за тем, чтобы у нас не было грустных комиксов», – говорит Наталья Снегирева.

Оба автора не обучались художественным специальностям. Андрей по образованию повар. Первую его иллюстрацию опубликовали в газете завода, где он работал оператором станков с ЧПУ. Наталья прежде освоила профессию фармацевта. На художественный факультет поступила ее старшая сестра, и пока та училась, Наталья вместе с ней появлялась в институте, даже где-то выручала ее на парах. Старшая сестра работала в студии Татарского (мультфильмы «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки»). Наталья ходила вместе с ней и постепенно накапливала опыт. Окончательно и бесповоротно она влюбилась в искусство создания комиксов и иллюстраций, когда вышла замуж.

Сейчас супруги готовят к публикации уже пятую книгу комиксов о коте Кешке.

Теги: форум детского чтения, иллюстрации, Дарья Ятвицкая
Кристина Страмова, Алина Махлина

Новости по теме