Имя Бориса Эйфмана ассоциируется с яркими художественными экспериментами и предельно смелой интерпретацией классических произведений. Особенность его балетов – в их невероятной эмоциональности. Накануне это смогли оценить и вологжане. Хореографическую версию романа в стихах «Евгений Онегин» представили артисты Театра Бориса Эйфмана на сцене Вологодского драматического театра. Два показа состоялись в рамках программы Министерства культуры РФ «Большие гастроли».

Балет «Евгений Онегин» полон неожиданностей. События пушкинского романа постановщик Борис Эйфман перенес в… 1990-е годы: история разворачивается на фоне августовского путча. Известные нам Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна предстают в постановке как знаковые персонажи своего времени – прошедшие сквозь тревожную эпоху перемен и живущие на сломе веков. «Пушкинские герои оказываются в новых обстоятельствах, более драматических, даже экстремальных, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан?», – отмечает режиссер Борис Эйфман.

В балете «Евгений Онегин» соединились классика и современность: композиции из одноименной оперы Петра Чайковского перемежаются с треками основателя рок-групп «Автограф» и «Високосное лето» Александра Ситковецкого. Музыкальное сопровождение хоть и удивляет, но позволяет сильнее проникнуться замыслом постановщика. История взаимоотношений героев, накал страстей между ними представлены выразительными средствами современной хореографии. Очень высок уровень балетного искусства в исполнении солистов труппы и кордебалета.

Премьера пластической интерпретации пушкинского романа в стихах состоялась в 2009 году, и с тех пор «Евгений Онегин» Эйфмана не сходит с театральных подмостков. Стоит отметить, что до сих пор постановка провоцирует споры и вызывает неоднозначную реакцию зрителей. Музыкальная эклектика – Чайковский и Ситковецкий, два временных измерения (прошлое и почти настоящее, упакованное в реалии и костюмы конца ХХ века) – в едином пространстве, в одном спектакле… «Перенос пушкинской истории во времена путча 1991 года выглядит не только надуманным, но и анахроничным», – писал Борис Тарасов в журнале «Театрал». «Это трагедийное, удивительно современное прочтение романа Пушкина…», – утверждал доктор искусствоведения Дмитрий Кашин.

Вот что абсолютно точно можно сказать после просмотра: артистам, танцорам удается заворожить зрителя буквально с первых движений. Происходящее на сцене, невероятная пластика и музыка рождают фантастическое действо.

Сейчас постановку «Евгений Онегин» представляют в регионах в рамках направления «Ведущие театры» программы Минкультуры «Большие гастроли». Несколько дней назад спектакль увидели череповчане, сейчас дождались петербургских гостей и вологжане.

Теги: большие гастроли
Кристина Страмова

Новости по теме