Тематический материал совместного с Вологодским отделением Союза архитекторов проекта cultinfo.ru «Имя зодчего» сегодня, 22 июня, посвящен вологодским зодчим-участникам Великой Отечественной войны

Летописателем их жизни и творчества стал вологодский архитектор Григорий Парфёнов. Григорий Куприянович сам пережил в детстве блокаду. Его мать умерла от дистрофии. Воспоминания об этих страшных годах он запечатлел в картинах и статьях.

Подарок судьбы – плитка столярного клея. Григорий Парфёнов. Тоненькие пластиночки клея, которые удавалось отломить, были притягательнее леденцов. На вкус и запах не обращалось внимание. Приоритетным было общение с продуктом и ощущение прилива жизненных сил. Ладожская военно-автомобильная дорога №101. Григорий Парфёнов. Наши летят. Григорий Парфёнов.Сестрорецк. Детская летняя дача. Лето 1944 года. К этому времени немецко-финские войска были отброшены от Ленинграда на 100-140 км. Реквием. Это не должно повториться!Григорий Парфёнов. Композиции. Великая Отечественная война в произведениях монументального искусства.

С некоторыми из ветеранов он был знаком лично и с их слов записывал историю их боевого пути.

Иван Епихов

Иван Никитич Епихов встретил войну уже состоявшимся специалистом с солидным опытом в сфере строительства за плечами. Уроженец Вельска (на тот момент он относился к Вологодской губернии) он много трудился на благо Вологодчины и областной столицы в частности. В 1926 году будущий главный архитектор Вологды окончил Ленинградский институт гражданских инженеров по архитектурному факультету.

В 30-е годы он проектировал деревянный клуб в Чёбсаре, жилые многоквартирные дома в Вологде и Соколе, занимался реконструкцией здания вологодской поликлиники. Иван Епихов также является соавтором проекта архитектурного оформления фасада речного вокзала в Вологде. В качестве инженера-строителя по технадзору он участвовал в строительстве Льнокомбината в 1936-38 годах. Профессиональную деятельность совмещал с педагогической: преподавал дисциплины «строительные работы», «части зданий» и «проектирование гражданских зданий» в Вологодском дорожно-механическом техникуме.

В Великую Отечественную войну его профессиональные навыки тоже были востребованы. Служба его проходила на фронте и в тылу. С марта 1941 года по сентябрь 1944 года Иван Никитич служит в войсках Северо-Западного и Карельского фронтов. Он занимает должность заместителя командира батальона по технической части. На нем лежала ответственность за полноценное техническое обеспечение войсковых подразделений в любых боевых условиях и строительство объекта №118 для ВМФ. В 1944 году он с ранением попадает в госпиталь, а в сентябре того же года оканчивает военную службу и становится главным архитектором Симферополя, правда лишь на несколько месяцев. Уже в феврале 1945 года Иван Епихов становится главным архитектором Вологды.

Николай Смирнов

Славный боевой путь прошел еще один главный архитектор Вологды (1962-1972 годы) –Николай Николаевич Смирнов. В статье «Радость Победы и горечь утрат» Григорий Парфёнов описывает его боевые подвиги.

Вчерашнего выпускника Архитектурного техникума в Ленинграде Николая Смирнова призвали в армию в 1938 году и направили в учебное подразделение, после окончания которого молодой боец получил специальность военного топографа и артиллеристского расчетчика. Войну он встретил на западной границе вблизи Львова.

В одном из сентябрьских боев красноармеец Смирнов, выдвинувшись вперед на нейтральную полосу, корректировал огонь наших батарей. В ходе неравной битвы солдат оказался в тылу у фашистов. Ему пришлось проявить незаурядную выдержку и находчивость: спрятавшись под кустом ивняка на берегу небольшой речушки, боец просидел в укрытии до темноты. Часто ему приходилось погружаться в воду и дышать через соломинку, чтобы не быть обнаруженным. Лишь с наступлением ночи он смог тайком пробраться к своим. За этот подвиг Николай Смирнов впоследствии был награжден орденом Славы III степени.

Дважды за годы войны молодой архитектор попадал в плен. В первый раз им с товарищем удалось бежать. Беглецов долго преследовали. В поисках укрытия бойцы забежали в первую деревню и увидели открытую дверь в земляной погреб. Товарищ бросился вниз в темноту подземелья, а Николай Смирнов не успел и спрятался за дверью, что спасло ему жизнь. Фашисты постреляли из автоматов в пустоту хранилища и ушли. Товарищ был убит.

Эту сцену наблюдала местная девушка и решила помочь бойцу. Так Николай Смирнов стал ее званым братом и помогал семье. Выручили способности к рисунку и скульптуре, так как за портреты и женские фигурки немецкие солдаты расплачивались хлебом. Боец выдал себя на очередной проверке: забыл, что он Иван. Так он вновь попал в плен и был отправлен в концентрационный лагерь.

В конце войны немцы активизировали работу по уничтожению пленных. Николай Николаевич уже шел в колонне смертников, когда на помощь подоспели союзники. После освобождения он продолжил военную службу, был тяжело ранен и демобилизовался уже в 1946 году. В память о войне он получил осколок от танкового снаряда, навсегда оставшийся в его груди.

Среди известных его работ – проект общежития партшколы на Октябрьской (сейчас общежитие колледжа искусств) и проект реконструкции здания облисполкома на Ленина, 15. 

Артемий Баженов

Техник-строитель Артемий Николаевич Баженов тоже начал свой боевой путь еще до Великой Отечественной войны. После окончания Великоустюгского строительного техникум по специальности «гражданское строительство» он работал техническим инспектором по строительству «Уралкомбината» в Свердловске (Екатеринбурге), участвовал в возведении городка строителей на Охте в Ленинграде, трудился в качестве техника-строителя в совхозе «Аристово» Векликоустюгского округа, а также в Архитектурно-планировочном управлении Архангельска.

В 1939 году Артемий Баженов был призван в Красную Армию, из которой демобилизован в мае 1941 года, но уже в июле он уходит на фронт и командует топографическим взводом артиллерийского дивизиона, полка, а затем дивизии. Артемий Николаевич участвовал в боях на Северном, Карельском, и 2-м Прибалтийском фронтах, был тяжело ранен, перенес 17 операций. В мирное время он работал научным сотрудником Великоустюгского музея и хранителем архитектурного наследия Великого Устюга при городском коммунально-хозяйственном отделе.

Иван Епихов Артемий Баженов, а также их коллеги Василий Соколов и Иван Варакин стояли у истоков создания Вологодской организации Союза архитекторов России, которая в этом году отмечает свое 80-летие. О них и других вологодских архитекторах мы продолжим рассказывать в рамках информационного проекта «Имя зодчего».

Теги: имя зодчего
Редакция cultinfo.ru по материалам Григория Парфёнова

Новости по теме