В реставрационных мастерских федерального музея идет работа по восстановлению набедренника XVIII века из Нило-Сорской пустыни и покрова на жертвенник XIX столетия из Горицкого монастыря. Раньше к ним имели доступ только священники, потому как предметы эти находились только в их ведении: покров участвовал в совершении проскомидии (части литургии), а набедренник являлся частью богослужебного облачения некоторых священников и представлял собой прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения такого набедренника дается священникам в качестве награды. Поэтому набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божьего.

«Эти древние экспонаты поступили в фонд Кирилло-Белозерского музея-заповедника в начале прошлого века, но так и не были представлены миру – не могли найти мастеров, способных отреставрировать памятники. Исправить сложившуюся ситуацию удалось благодаря созданию современных реставрационных мастерских на базе музея», – рассказал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.

В прясле отреставрированной крепостной стены XVII века, примыкающем к Белозерской башне, музеем были созданы оборудованные мастерские по тканям. Каждому реставратору была подведена индивидуальная вытяжка, и молодые специалисты приступили к своей деятельности. С помощью их усилий удалось сохранить редкие экспонаты: покров на жертвенник (XVIII в.), венец (XVIII в.), фелонь (XVII в.), пелену Никиты Столпника (XVII в.), оклад для иконы XVIII века «София Премудрость Божия», стихарь (XVIII в.) и десятки других предметов из фонда музея, которые входят в богатую коллекцию культурного наследия страны.

Реставрационная деятельность продолжается – ей в музее занимается художник-реставратор по тканям Анастасия Тараканова. Она восстанавливает набедренник XVIII века и метровый покров на жертвенник, выполненный из шелковой ткани в XIX столетии.

«Оба памятника находились в состоянии общего запыления и загрязнения, были деформированы. За столько лет они «накопили» на себе и пятна чернил, и пятна ржавчины, воска, заимели выгорания на некоторых участках и утраты в местах сечений. Золотные и серебряные нити тканого узора потемнели и порвались, – поясняет Анастасия Тараканова. – На изделиях выявлено множество ослабленных нитей как с лицевой, так и с оборотной стороны. Кроме того, присутствуют и прожженные утраты, которые я буду восполнять».

Сейчас работа реставратора практически подходит к концу. Все отреставрированные памятники впоследствии будут представлены на выставках Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме