«Борис Годунов», получивший одну из главных наград – маску из вологодского кружева – на прошедшем нынешним летом в Вологде Международном театральном фестивале «Голоса истории», был признан «спектаклем, убедительно раскрывающим историческое событие». Впервые зрители увидели постановку режиссера Бориса Гранатова 19 июня под открытым небом в Консисторском дворе Вологодского кремля. В новом театральном сезоне премьерный спектакль перенесли в «коробку» – на сцену Вологодского ТЮЗа вышел второй актерский состав.

В самом начале Человек театра (заслуженный артист России Всеволод Чубенко) дает разъяснения, определяя исходные данные: будет показан спектакль в форме репетиции. Сам Александр Пушкин называл пьесу одновременно «романтической трагедией» и «комедией о настоящей беде Московскому государству». Перед зрителем ставится интеллектуальная задача – вместе с театром определить жанр произведения.

В пьесе Пушкина, написанной без малого двести лет назад, нашли отражение события периода царствования Бориса Годунова (1598-1605 годы) и вторжение Лжедмитрия I: за чудом спасшегося царевича Дмитрия себя выдавал беглый монах Григорий Отрепьев. Однако Вологодский ТЮЗ пошел по пути эксперимента и создал в спектакле свой мир вне конкретной эпохи. Борис Годунов (заслуженный артист России Игорь Рудинский) и бояре по внешнему виду чуть ближе к героями пушкинской эпохи и носят подбитые мехом шинели. В противоположность им народ ходит в неприметных серых ватниках, сливаясь в безликую массу, которая в умелых руках становится одной из движущих сил истории. «Режиссер Борис Гранатов поставил на сцене, как представляется, абсурдистскую драму: века проходят, а складывается ощущение, что мы ходим по замкнутому кругу. Совсем так, как перемещался в спектакле народ то едва переставляя ноги, то достаточно бодро, переходя в марш, а то из последних сил. И как узнаваемы эти люди в серых пальто, тетки в меховых шапках, спешащие по кругу, по кругу. И лишь изредка бунт, протест, вызов... Вообще, эта метафора человека, который, несмотря ни на что, пытается выжить, спастись, карабкаясь буквально вверх для меня оказалась самой важной в спектакле», подчеркнула после просмотра спектакля культуролог Людмила Якушева.

Как единогласно отметили члены жюри конкурсной программы фестиваля «Голоса истории» во главе с народным артистом России Валерием Бариновым, к трактовке пьесы «Борис Годунов» Вологодским ТЮЗом можно отнестись по-разному, но очевидно одно: спектакль получился совершенно не скучным. На сцене народ машет бумажными флажками в поддержку нового царя, а Гришка Отрепьев (Андрей Камендов) носит кожанку и говорит по-английски. Марина Мнишек (Дарья Сахновская) выходит в обтягивающем красном платье с высоким разрезом и исполняет на польском языке народную итальянскую песню Bella ciao («Прощай, красавица»). Сама героиня хочет быть той красавицей, которая вдохновляет на великие дела и ратные подвиги. Любовные признания она готова слушать только при условии, что ее избранник завоюет русский престол и сделает ее московской царицей. «Марина Мнишек – историческая личность, одна из ярких женских фигур Смутного времени. Она полячка, поэтому и мне в спектакле приходится говорить с польским акцентом. Когда готовилась к роли, то смотрела фильмы и сериалы на польском, чтобы уловить особенности языковой манеры», – поделилась актриса Дарья Сахновская.

Декорации минималистичны, но концептуальны – пара железных бочек и полусфера в центре сцены, которая имеет множество смыслов и функций. Народный артист России Валерий Баринов на «Голосах истории» рассказал о своих впечатлениях: «Вашим спектаклем я был захвачен и хотел сказать вам слова благодарности. То, как артисты работают в этих декорациях, – очень здорово найдено. Что это – шапка Мономаха, и полусфера, тюрьма, или половина земного шара, на которой расположилась наша страна, или муравейник. У меня был образ муравейника и по костюмам, – тонкие ножки и толстые туловища, и жизнь кишит, кишит в этом муравейнике, и всё это происходит, и это говорит об очень высокой профессиональной культуре труппы...».

Кандидат филологических наук, профессор Сергей Баранов посмотрел спектакль на обеих театральных площадках – открытой на «Голосах истории» и на сцене театра – и поделился мнением: «Как мне кажется, в стенах театрального зала спектакль выглядит лучше, чем на «пленэре» – четче, выразительнее, красочнее. Открытое пространство все-таки внимание рассеивает, и в него органично вписываются только постановки, специально на это пространство рассчитанные. В зале ТЮЗа публика принимает спектакль по «Борису Годунову» хорошо, с душевным подъемом, со зрительским энтузиазмом. Если бы меня спросили: «Чего в этом спектакле больше – Пушкина или свободной, раскованной (может быть, даже произвольной) игры с пушкинским текстом?», – я бы ответил: «Игры». Но это своего рода знамение времени, доминирующая тенденция в жизни театра наших дней».

Ближайшие показы спектакля «Борис Годунов» в Вологодском театре юного зрителя состоятся 9 и 30 ноября. 16+

Теги: борис годунов, ТЮЗ
Кристина Страмова

Новости по теме