Коллекцию дореволюционных фотографий из фондов Вологодского музея-заповедника отреставрировали в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.

Часть из них уже можно увидеть на выставке «За Веру, Царя и Отечество! Вологжане в годы Первой мировой войны» в Юго-западной башне Кремля. Еще одна партия была восстановлена и передана в фонды.

Старинными снимками занимается единственный в Вологодской области специалист – художник-реставратор фотодокументов Андрей Грачев. По первой профессии он фотограф. Андрей Грачев учился на фотоаэрокосмическом отделении МКГиК по специальности «Фотограф-технолог», трудился фоторепортером в московских СМИ. Проработав 15 лет в фотоотделе Государственного исторического музея, решил сменить род деятельности и перешел там же в отдел реставрации, где на месте под руководством опытных наставников освоил новую для себя профессию. В 2022 году Андрей Грачев переехал в Вологду и «привез» направление реставрации фотографий в нашу область.

 «Фотографии скоро исполнится 200 лет: первый сохранившийся снимок датирован 1826 годом. В ХХ веке фотография стала доступнее и порой воспринималась как расходный материал. Ее не хранили, как живопись или графику: она и мухами засиженная, и гвоздями прибитая, и подписи на ней делали чернилами прямо на самой фотографии. Поэтому состояние многих фотографий ужасное, хотя они представляют огромную историческую ценность», – отмечает Андрей Грачев.

В этом году на реставрацию к специалисту были переданы из фондов Вологодского музея-заповедника около 40 фотографий: часть из них уже привезли в экспозиционный вид, часть находится в процессе работы. Экспонаты требуют кропотливого труда и точечного вмешательства.

«Иногда приходится отделять фотографию от паспарту, на которое она наклеена, удалять клей, чернила, чтобы дальше памятник не разрушался. Также восстанавливаю утраченные фрагменты, местами делаю тонировки акварелью, но так, чтобы не привнести ничего личного. Одним из принципов реставрации является обратимость процессов, то есть, если что-то пошло не так или появились новые технологии реставрации, то можно было бы убрать следы предыдущей реставрации и вернуть все к первозданному виду или сделать то же, но другими, более эффективными методами. В соответствии с этим подбираются материалы», – пояснил Андрей Грачев.

В процессе реставрации художник-реставратор знакомится с историей того или иного снимка, старается найти о нем информацию. Так, много нового открылось о вологжанах – участниках Первой мировой войны.

«На одной из переданных фотографий в Кронштадте стоит офицер в морской форме. Через какое-то время я реставрирую другую фотографию, и на ней – тот же самый человек, но уже в форме сербской армии. Оказалось, он служил на минном заградителе в Кронштадте, а потом была собрана экспедиция особого назначения: наши моряки в качестве минёров, торпедистов помогали Сербии в боевых действиях против австро-венгерских войск», – рассказал специалист.

Есть на снимках и летчики. Среди них – старший унтер-офицер, радист Николай Андреевич Кузнецов. Он готовил радистов для 25-го авиаотряда. Под его руководством вырос маршал авиации Степан Красовский, писавший о своем наставнике в мемуарах. Николай Андреевич передал коллекцию своих фотографий в Вологодский музей-заповедник. Многие снимки сделаны на месте боев и представляют собой бесценные документальные свидетельства Первой мировой войны.
Теги: центр Грабаря, вологодский музей-заповедник
Алина Махлина

Новости по теме