Выставка «Север в творчестве русских художников» работает в основном здании Вологодской областной картинной галереи. Из желающих посмотреть на шедевры классиков русской живописи выстраиваются очереди – только в первые два дня выставку посетили 723 человека.
В экспозиции представлены 54 произведения живописи и графики. Часть работ привезли в Вологду из Государственного Русского музея. На втором этаже обеспечен третий уровень охраны – это значит, что к каждому шедевру подведена индивидуальная сигнализация.
Перед зрителем разворачиваются панорамы северных регионов – от Вологодской области до Новой Земли – кисти знаменитых передвижников и их последователей, писавших свои сюжеты зачастую с риском для жизни, ведь северные земли встречали путешественников ветрами и льдами.
«Русский Север, такой таинственный и одновременно манящий, долгие годы был практически недоступен для художников. Лишь в середине XIX веке они стали выезжать на Валаам, а уже к концу позапрошлого столетия пейзажи северных регионов заняли значимое место в творчестве живописцев. На выставке можно увидеть работы Ивана Шишкина, Николая Рериха, Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина. Специально для вологжан с экспозиции Русского музея была снята картина «Ладожское озеро» Архипа Куинджи», – отметила Екатерина Королева, заведующая отделом межмузейных коммуникаций и проектной деятельности Русского музея, координатор Ассоциации художественных музеев России.
Для областной картинной галереи это уже второй совместный с Русским музеем выставочный проект. В прошлом году вологжане могли насладиться произведениями Ильи Репина. Но этим история сотрудничества двух художественных музеев не ограничивается.
«Вместе с произведениями из Русского музея представлено несколько полотен из коллекции Вологодской областной картинной галереи. Большинство из них поступило в наше собрание именно из Русского музея в середине ХХ века. Всего было передано более 800 произведений изобразительного искусства, в том числе и те, что показаны на выставке», – рассказала директор картинной галереи Галина Фалалеева.
Произведения искусства сопровождаются информационными материалами: о каждом художнике дана биографическая справка, на отдельных стендах оформлены цитаты из их воспоминаний о путешествиях на Русский Север. Одними из первых в поездку по северным регионам, включая Новую Землю, отправились художники Валентин Серов и Константин Коровин в 1894 году. Вдохновил их на путешествие и организовал его предприниматель и меценат Савва Мамонтов, строивший тогда железную дорогу от Вологды до Архангельска. Делец хотел заранее познакомить будущих пассажиров с Крайним Севером через создание павильона с монументальными панно на предстоящей Нижегородской промышленной и художественной выставке. Разработку проекта и написание самих полотен Савва Иванович поручил Константину Коровину, чтобы он, опираясь на свои впечатления, создал своеобразный эффект присутствия.
Мастера отплывали из Вологды по Сухоне и Северной Двине до Архангельска, а оттуда уже на Новую землю, посетили также северную Норвегию, шведскую Лапландию. В воспоминаниях Константин Коровин описывает Новую Землю как суровый край: «На берегу жалкие лачужки, сбитые из темных бревен с маленькими окнами. От домика к домику натянуты веревки: это чтобы ходить во время ветра, так как иначе унесет в море». Позже художники повторили свое путешествие на Север уже в 1898 году.
Посетил этот архипелаг в Северном Ледовитом океане и уроженец Вологодской губернии Александр Борисов. Художник родился в крестьянской семье на берегу Северной Двины, искусству начал обучаться в иконописной мастерской Соловецкого монастыря, где его успехи и рвение отметил брат императора, великий князь Владимир Романов во время своего визита на Соловки. Юношу пригласили в Петербург, где он поступил сначала в школу Императорского общества поощрения художеств, а затем – в Академию художеств. Его учителями были Иван Шишкин и Архип Куинджи.
Впервые Александр Борисов побывал на Новой Земле в 1896 году в составе экспедиции Академии наук, предпринятой для наблюдения за полным солнечным затмением. Созданные по итогам этой поездки произведения приобрел для Московской галереи сам Павел Третьяков.
Мастер не только запечатлевал северную природу, но и описывал обычаи самоедов, которые могут показаться дикими: начиная с употребления в пищу сырого оленьего мяса, единственной приправой к которому служит теплая кровь, и заканчивая человеческими жертвоприношениями местному божеству Сядэю. «Мой спутникъ Павелъ сказалъ мнѣ, что еще лучше принести въ жертву голову русака (русскаго). «Какъ только посулишь голову русака, то непременно убьешь ошкуя (бѣлаго медвѣдя)», – писал Александр Борисов.
Несмотря на несколько лет подготовки, еще одна экспедиция 1899-1900 гг. с зоологом Тимофеевым на парусной яхте «Мечта» чуть не обернулась трагедией: судно затерло льдами, и путешественникам пришлось его покинуть. Оставшись без припасов, они едва не умерли с голоду, поддерживая себя лишь охотой на тюленей. Потерпевших крушение с дрейфующей льдины спасли ненцы.
«Александр Борисов не раз рисковал жизнью, писал этюды в 30 градусов мороза. Дерево не выдерживало и ломалось, а щетину у кисти приходилось коротко стричь. Но мастеру хотелось с натуры запечатлеть увиденное – места, где никто до него не был. Он открывал эту землю с ее ужасными холодами и ветрами», – говорит куратор выставки Ирина Балашова.
Продолжил дело Александра Борисова не менее отважный исследователь и художник Николай Пинегин. Он принимал участие в экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу, зимовал во льдах на судне «Святой мученик Фока». Это судно изображено на полотне живописца.
Вологодская природа передана на работах Василия Верещагина, тотемского художника Феодосия Вахрушова и одного из основателей Северного кружка любителей изящных искусств Анны Каринской.
Выставка продолжит работу до 16 февраля 2025 года. Посетить ее можно по Пушкинской карте.
6+ Теги: ВОКГ, выставка