Воссозданную по фотографии звонницу освятили в музее «Семенково». Установлена она рядом с Георгиевской церковью, перевезенной на музейную территорию в 1993-м году из деревни Поцкий погост Тарногского округа.

Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково»

В начале ХХ века эта церковь признавалась одним из символов исконно русской архитектуры. Храм XVIII века запечатлел на снимке и творчески интерпретировал потом в своих работах Иван Билибин. Художник в 1902 году проезжал через Поцкий погост и сделал фотографию крыльца храма. Снимок он опубликовал в журнале «Мир искусства». Позже его взял для своего знаменитого труда «История русского искусства» Игорь Грабарь. Крыльцо Георгиевской церкви он назвал «великолепным примером художественности форм и конструктивной логичности».

В один комплекс с церковью некогда входила и звонница.

«Мы давно мечтали, чтобы в нашем музее били колокола. Еще когда был жив главный архитектор нашего музея Сергей Гельфер, мы приставали к нему: «Сергей Владимирович, ну как же так? У нас есть храм, но нет колокольни». И лет 10-15 назад он нам принёс фотографию Поцкого погоста. На ней – Георгиевский храм, освящённый в 1700 году, а рядом стоял тёплый Ильинский храм 1818 года. Между храмами была установлена звонница на четырех столбах. Она не очень хорошо различима на фотографии, но средствами современной компьютерной графики её можно увеличить. Начались исследования, и, действительно, в клировых ведомостях Поцкой церкви за 1902 год мы обнаружили записи, говорящие о том, что, когда колокольня покрылась трещинами, крестьяне вынуждены были снять колокола и установить их на такую звонницу. Звонница существовала с 1902 по 1913 год. Именно она легла в основу эскизного проекта, который на добровольной основе подготовил для нас кандидат архитектуры Андрей Борисович Боде. Но эскизного проекта оказалось мало, поэтому уже 2024 году за счёт средств благотворительного фонда «Доброта Севера» при поддержке компании «Северсталь» был разработан рабочий проект на основе эскизного проекта, и закипела работа», – рассказала на открытии заведующая музеем «Семенково» Наталья Киршина.
Фото, по которым реконструировали звонницуФото, по которым реконструировали звонницуФото, по которым реконструировали звонницуЭскизный проект

С материалами помогли лесопромышленный холдинг «Segezha Group» (АФК- система), Сокольский деревообрабатывающий комбинат и Лесопромышленный концерн «Кипелово». Над созданием сооружения около трех месяцев трудились сотрудники реставрационно-строительной службы музея.

«Это наша первая звонница в музее «Семенково». До этого мы занимались реставрацией домов, ветряных мельниц, так что это для нас новый опыт. Работали по чертежам, и сложностей с пониманием не возникало. Заказали технику. Сначала четыре столба вкопали на метр в землю, выпиливали брус и балясник, врезали балки. Трудоёмко было делать кровлю. Она традиционная тесовая с желобками для стока воды. Трудность состояла в том, что она сбежистая, и приходилось доски резать на уменьшение, задавая эту сбежистость. Реконструкция, как и реставрация, подразумевает использование ручного труда и инструментов предков. Так, с бревен мы снимали кору традиционным плотницким инструментом скобелем. Для ускорения в некоторых моментах использовали и бензопилу, однако спил обрабатывали топором, как и настил пола», – поделился реставратор памятников деревянного зодчества Дмитрий Кильдюшов.

Семь колоколов массой 232 килограмма были отлиты в городе Тутаев Ярославской области на колокольном заводе «Италмас». На Вологодчину их доставили в конце сентября. Подбирать колокола помогал профессиональный звонарь, солист Вологодской филармонии Олег Тимофеев.

«Традиционный подход по весу: от большого к маленькому. То есть мы берём самый большой колокол, от него начинаем примерно отсчитывать некие пропорции, чтобы получился нормальный набор. По составу традиционная формула: 80% меди, 20% олова, и из этого получается колокольная бронза. Везде состав примерно одинаковый, но у каждого литейщика он немножко может отличаться пропорциями или наличием вспомогательного материала, но это уже хранится в секрете», – пояснил Олег Валерьянович.

Под руководством музыканта ансамбль звонарей Софийского собора выступил в «Семенково» с концертом колокольных звонов. А чтобы звонница всегда была «при деле», Олег Тимофеев обучит и сотрудников музея звонить в колокола.

Звонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Наталья КиршинаЗвонницу Георгиевской церкви освятили в «Семенково» Георгиевский храм с подсветкойОтливка колоколов. Фото музея СеменковоОтливка колоколов. Фото музея Семенково

Освящение приурочили ко Дню Егория зимнего (Егория холодного), названного в честь христианского великомученика Георгия Победоносца. Именно этот день для деревень Поцкого погоста, откуда привезли храм, был приходским праздником. Гости «Семенково» увидели, как отмечали этот праздник местные жители: что ели, что пили и что пели. Театральную зарисовку представили сотрудники и волонтеры музея «Семенково».

В этот же день состоялся круглый стол, где своими материалами по истории Георгиевской церкви поделился заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» Дмитрий Мухин. Как оказалось, для священников храм и приход были весьма проблемными. Начиная с того, что местное население находилось под влиянием раскольников Филиппова согласия, которые не признавали клириков, и заканчивая тем, что по закону ремонтные работы на храме могли проводиться только с разрешения Императорской археологической комиссии в Санкт-Петербурге.

Открытым остается вопрос по внутреннему убранству церкви. Не только с эстетической и религиозной, но и с конструктивной точки зрения необходим иконостас, который бы помогал распределять нагрузку на конструкции здания. Однако фотографий и описаний его практически нет. Предполагается, что это был архаичный тип иконостаса. Подобных сохранилось в области всего два: один находится в Успенском соборе в Белозерске, а другой – в церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре.

Теги: Семенково, Наталья Киршина
Алина Махлина

Новости по теме