В Международный женский день Вологодский драматический театр представил первую премьеру этой весны – спектакль по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота» (12+).

История разворачивается в Москве в 1950-1960-е годы, в коммунальной квартире у Покровских ворот. Костик Ромин, Лев Евгеньевич Хоботов, Аркадий Варламович Велюров, Маргарита Павловна с Саввой Игнатьевичем и многие-многие другие появляются на сцене драматического театра, чтобы смеяться, негодовать, болтать по телефону, бегать на свидания и жить свои жизни.

Спектакль «Покровские ворота» продолжил хорошую традицию: к 8 Марта в драмтеатре на протяжении нескольких лет выходят премьерные спектакли – ранее это были «Месье Амилькар, или Человек, который платит», «Семейка Краузе», «Весы».

Жанр новой постановки определен как «ностальгия по годам, в которых не жили». Действительно, многие любят предаваться воспоминаниям о детстве и юности, старой квартире и университетских друзьях – и даже ностальгировать по временам и местам, в которых никогда не жил. Рассказы родителей, фильмы и книги создают в воображении образы, к которым хочется прикоснуться и прочувствовать.

Спектакль получился «густонаселенным» – в нем заняты 22 артиста. Главную роль – студента Костика Ромина – сыграл Егор Егоров, для которого этот сезон стал вторым на сцене драмтеатра. Людочку воплотила Кристина Шмыгалева – актриса была принята в труппу в январе этого года. Ольга Андилевко будет появляться в этой роли во втором составе. Властную Маргариту Павловну также играют две актрисы – Полина Бычкова и Наталия Абашидзе. Заслуженная артистка РФ Светлана Трубина исполняет роль Алисы Витальевны, а заслуженный артист России Олег Емельянов – Аркадия Велюрова. К слову, куплеты Велюрова специально написал для вологодской премьеры поэт Борис Бирман.

Режиссером выступил Сергей Закутин, он же предстает в спектакле в роли Льва Евгеньевича Хоботова. Декорации для «Покровских ворот» создала художник из Серпуховского драмтеатра Анастасия Данилова-Кухно. Это ее первый опыт работы с вологжанами. Над костюмами трудилась театральный художник из Череповца Наталья Ситуха.

Авторы спектакля понимали, что зритель вольно или невольно будет сравнивать постановку с одноименным фильмом Михаила Козакова. Но постарались раскрыть это произведение по-своему, используя театральный язык и воплотив множество интересных режиссерских и актерских находок. 

«Существуют повесть «Хохловский переулок», пьеса «Покровские ворота» и киносценарий. Когда мы работали над спектаклем, то немного спорили с одноименным фильмом, а также были в диалоге с повестью и пьесой. Так, в кино существует несколько мест действий, а в пьесе оно одно. Мы решили приблизиться в этом плане к фильму. В пьесе ярче выписаны конфликты. Но в целом нам хотелось сделать что-то свое – раскрыть характеры персонажей через театральные образы. Я давно мечтал поставить пьесу «Покровские ворота» на сцене, для меня это стало большим творческим экспериментом», – поделился Сергей Закутин.

По словам актера Егора Егорова, в работе над спектаклем очень много времени было посвящено разбору эпохи и характеров персонажей: «Мы рассуждали, какие поступки могли совершить наши герои, что бы они сказали, как бы повели себя в той или иной ситуации. Постепенно выстраивались роли. Спектакль для меня – о взрослении и становлении людей. Он начинается со слов Алисы Витальевны, которая произносит фразу из «Евгения Онегина»: «Блажен, кто смолоду был молод…» и дальше: «Блажен, кто вовремя созрел». Именно к этому «созреванию» мы и стремимся в спектакле». Молодой артист поделился, что костюмы для него были необычны – что-то похожее он мог видеть у своего деда.

Художник по костюмам Наталья Ситуха отметила, что спектакль был непростым для работы. Действие охватывает три времени года – осень, зиму и весну, на сцене работают больше 20 артистов, и каждый из них должен переодеться. «Через костюмы хотелось максимально отразить атмосферу ушедшей эпохи, поэтому искали подходящие ткани, подбирали цветовую гамму, опирались на силуэтные формы того времени. Несмотря на то, что это был период определенного дефицита и некой закрытости, уже тогда стали появляться расклешенные юбки, длина становилась чуть короче, а рисунки и принты – ярче и заметнее. В работе у мастериц цеха было порядка 40 костюмов – что-то шили специально, что-то переделывали. А еще артисты появляются на сцене в вещах уже «поживших» и когда-то бывших в употреблении. На мой взгляд, это тоже задает определенную тональность спектаклю».

Действие происходит параллельно на нескольких площадках – на сцене и в зале, который сценограф и режиссер также задействуют. Основные сюжетные перипетии происходят на фоне интерьеров комнат коммунальной квартиры. «Главный герой произносит фразу: «Спит родимый аквариум». Я отталкивалась от этого образа. Зрители все увидят и, думаю, это будет интересно», отметила Анастасия Данилова-Кухно.

«50-е – 60-е годы – это особое время в музыкальном плане – зарождение нового стиля, рок-н-ролл, музыка Элвиса Пресли, «Битлз». То, что стало вдруг модно, в нашей стране находилось под запретом. Это добавляло драйва. Не скрою, что в музыкальной части спектакля мы создавали кавер-версии. Артисты поют вживую, и это прибавляет спектаклю нерва», – подчеркнул руководитель музыкальной части Вологодского драматического театра Сергей Серебренник.

Спектакль «Покровские ворота» получился очень «человеческим»: он вызывает светлую и трепетную ностальгию по той общности, которая существовала между людьми, по искренней любви, дружбе и добрососедским отношениям. После просмотра появляется вера в то, что эта теплота вернется: ветрам времени и перемен не под силу разрушить вечные основы, к которым тянулись наши предшественники и так или иначе тянемся мы.


Теги: драмтеатр
Кристина Страмова

Новости по теме