В Год семьи Музей-квартира В.И. Белова рассказывает об одной из самых ценных и дорогих для писателя вещей – портрете его матери – Анфисы Ивановны Беловой.
При посещении «святая святых» квартиры писателя Василия Белова – его рабочего кабинета – гости музея всегда обращают внимание на портрет, находящийся справа от рабочего стола. Это «Портрет матери», который был написан художником Евгением Игнатьевым и подарен писателю.
Евгений Алексеевич Игнатьев (1936 – 2010) – белорусский советский художник кино, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Он же был художником-постановщиком фильма по одноимённому роману Василия Белова «Всё впереди» (режиссёр Н. Бурляев, 1990 г.). Художник и писатель были хорошо знакомы, Евгений Алексеевич бывал в Тимонихе у Василия Ивановича, лично общался и с его мамой – Анфисой Ивановной.
Портрет создавался художником несколько лет – с 1983 по 1996 годы. Историю создания портрета узнаём из писем, которые Белов отправлял Игнатьеву в Белоруссию. Друг и коллега художника по киностудии «Беларусьфильм» – Валентина Алексеевна Степанова – сохранила эти документы и по совету Анатолия Дмитриевича Заболоцкого также работавшего над фильмом «Все впереди», не так давно передала их в дар музею-квартире В.И. Белова. В письмах открывается трепетное отношение писателя к созданию портрета своей матери и дружеское отношение к художнику.
Изначально Игнатьев писал образ Анфисы Ивановны по фотографиям, которые Белов присылал художнику в Минск для создания «бо́льшего физического сходства», с этой же целью писатель приглашал художника в Тимониху, чтобы закончить портрет с натуры. По воспоминаниям Ольги Сергеевны Беловой, супруги писателя, работа над картиной была длительной, Белов несколько раз ездил в Минск в мастерскую Игнатьева и наблюдал за работой художника. Первые варианты портрета Василий Иванович забраковал, поскольку на них облик Анфисы Ивановны был, по мнению писателя, недостаточно глубоким, но итоговая версия устроила обоих. Вглядываясь в изображённое лицо матери писателя, вспоминаются слова композитора Валерия Гаврилина: «Наша молодость схоронена в морщинах наших матерей, наше прошлое и будущее лежит в могилах рядом с ними».
Картина получилась действительно особенной, интересна композиция портрета: на переднем плане мы видим Анфису Ивановну, сидящую на фоне стены деревенского дома, за её спиной висит зеркало, в котором отражается интерьер дома Беловых в Тимонихе. Вначале идея использования зеркала в портрете казалась Василию Ивановичу неуместной, в письме Евгению Алексеевичу он замечает: «зеркальность вообще – явление не от Бога». Но позже сам добавляет: «Впрочем… вмешиваюсь не в своё дело». И зеркало в портрете осталось, а за уголок его рамы, как это было принято в деревнях, вставлены фотографии дорогих для жильцов дома людей – Василия Ивановича и его отца – Ивана Фёдоровича.
Необычна и рама у портрета – она напоминает киот. Как вспоминает Ольга Сергеевна Белова, раму художник создал, вдохновившись резным наличником, который находился на доме Беловых в Тимонихе и по одной из версий был вырезан прадедом писателя – Михаилом Коклюшкиным. Мотивы этого наличника можно увидеть в раме картины.
Портрет матери Василий Иванович поместил по правую руку от своего письменного стола в рабочем кабинете, где собраны наиболее дорогие для сердца писателя вещи. Он глубоко чтил, любил и уважал Анфису Ивановну, посвящал ей стихи, упоминал в своих произведениях. «Всё, что связано с моей литературной деятельностью, – тоже от мамы. Язык от неё», – говорил Василий Иванович.
Картина лишь однажды покидала стены мемориальной квартиры писателя. В 2021 году портрет Анфисы Ивановны Беловой был представлен в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина. Музей-квартира В.И. Белова тогда принимал участие в масштабном межмузейном выставочно-издательском проекте Ассоциации литературных музеев Союза музеев России «Поэты и музы». Наряду с уникальными мемориальными предметами из 54 литературных музеев страны посетители выставки смогли увидеть и представленный музеем портрет матери Василия Белова кисти художника Евгения Игнатьева. Так, увидеть портрет одной из главных женщин, значительно повлиявших на формирование таланта, творчества и жизни писателя смогли жители не только Вологодчины, но гости и жители Москвы.