Костюмы невесты, жениха и подружек невесты из Крохинского посада Белозерского уезда Новгородской губернии были реконструированы в ходе исследовательского и просветительского проекта Благотворительного Фонда «Крохино».
На протяжении 15 лет фонд занимается сохранением храма Рождества Христова в селе Крохино, затопленном при строительстве Волго-Балта. Но памятник архитектуры «пуст» без наполняющей его истории, поэтому параллельно фонд собирает воспоминания переселенцев из Крохино, проводит архивные изыскания, результаты которых вдохновляют на исследования и творческие проекты.
Когда в РГАЛИ были обнаружены тексты свадебных песен, записанных в Крохино в 1902 году, родилась идея восстановить их звучание и воссоздать традиционный крохинский свадебный костюм. Так возник проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленному селу Крохино», который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив.
Реконструкцией костюмов конца XIX века занимались мастера Студии традиционного костюма «Русские начала» под руководством Татьяны Вальковой, имеющие большой опыт в создании реплик музейных предметов. Реконструкция проводилась на основе изучения записей этнографов, старинных фотографий и этнографических образцов – предметов костюма Белозерского уезда, хранящихся в фондах музеев Вологодской области, в частности, Белозерского областного краеведческого музея, Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Череповецкого музейного объединения.
Результатом проекта стали пять костюмов: костюмы невесты и жениха, изготовленные полностью вручную по традиционной технологии, и костюмы трёх подружек невесты, сшитые с применением швейного оборудования. Костюмы планировалось использовать в публичных презентациях проекта, а затем показывать на выставках и в музейных экспозициях.

Однако недавно проект получил неожиданное развитие: Фонд «Крохино» получил приглашение к сотрудничеству от основателя 3D-музея национальных костюмов Российской империи Константина Попова. В виртуальной экспозиции музея в формате 3D-голограмм представлены более 40 традиционных костюмов Архангельской, Вологодской, Калужской, Московской, Олонецкой и Смоленской губерний.
Создатель 3D-музея костюмов Константин Попов убеждён, что сегодня музейные коллекции должны быть представлены в привлекательном современном формате: «Фотографии с описанием устарели – пора передавать эмоции через интерактивные визуализации и вовлекать в процесс изучения культурного наследия молодёжь. Такие возможности даёт наш виртуальный музей, где все модели и экспонаты полностью интерактивны: с ними можно взаимодействовать, «крутить» и менять угол обзора, увеличивать и рассматривать мельчайшие детали».
К созданию 3D-музея Константина Попова подтолкнула идея и даже мечта – сделать музейные коллекции доступными для граждан нашей страны и всего мира, дав российской музейной индустрии новый виток развития.
Теперь в экспозиции 3D-музея есть и праздничные костюмы Крохинского посада, которые можно рассмотреть во всех подробностях. Прямые сарафаны, девичьи рубахи-воротушки, мужская рубаха-косоворотка с вышивкой, тканые пояса – в создании всех предметов костюма мастера ориентировались на подлинные старинные вещи. Самая трудоёмкая в изготовлении часть костюма невесты – это головной убор, девичья повязка с прорезным узором и бисерной поднизью, выполнена в сложной технике сажения битью по бели.
«Сотрудничество с 3D-музеем костюмов Российской империи – важная веха для созданного мастерами костюмного комплекса Крохинского посада, а для нашего Фонда – наглядное подтверждение актуальности нашей работы, – говорит основатель и директор Фонд «Крохино» Анор Тукаева. – Село Крохино было затоплено 60 лет назад… А теперь реконструированный крохинский костюм можно увидеть из любой точки мира».
Увидеть праздничный костюм Крохинского посада можно прямо сейчас в 3D-музее национальных костюмов Российской империи по этой ссылке https://3dplatforma.ru/museum?categories%5B0%5D=_s1_c9
Теги: Крохино, тнк