Из Петербурга – в Венецию, из античных мифов – в средневековый замок с Прекрасной Дамой, из реальности – в историческую фантазию. На выставке графики санкт-петербургского художника Леонида Строганова можно путешествовать во времени или оказаться между сном и явью – в состоянии, когда привычные образы преломляются потоком бессознательных ассоциаций.
В Доме Корбакова график представил произведения разных лет – от первых офортов 1999 года до экслибрисов, выполненных в 2020-е. Экспозиция отражает увлечение автора мифологическими историями, библейскими сюжетами, Средневековьем и Возрождением, архитектурой родного Петербурга и образом загадочной Венеции с ее карнавалами и тайнами, скрытыми под масками. Леонид Строганов не ограничивает себя одной темой, тем не менее, признается: «Меня всегда привлекали фантазии». Исторический контекст здесь уходит на второй план, позволяя воображению создавать свою магическую реальность.
Первый зал выставки условно можно назвать романтическим – именно здесь собраны исторические, средневековые, готические фантазии, «чудные цветы» и прекрасные дамы – утонченные, немного призрачные и манящие. Вытянутые тонкие фигуры, изящные силуэты художник объясняет собственным восприятием пластики: «Мне свойственно немного истончать формы – средневековый бестелесный и поэтичный образ женской красоты мне близок».
В этом же зале показаны экслибрисы автора. Их созданием Леонид Строганов увлечен уже давно, он сделал более сотни книжных знаков, участвовал во всероссийских конгрессах экслибриса в Вологде и неоднократно становился их лауреатом.
«Хороший экслибрис – это сочетание идеи заказчика и таланта художника, который должен рассказать о человеке и его интересах. У Леонида книжные знаки заказывают в том числе иностранцы, потому что он очень интересный художник», – отметил куратор выставки, научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи Сергей Птухин. Сам Леонид Строганов не устает повторять, что Вологда имеет уникальное значения для развития печатной графики, и он рад вновь представлять здесь свои работы (первая персональная выставка Строганова прошла в Вологде еще в 2013 году).
Более строгий второй этаж объединил античные сюжеты, петербургские пастели и книжные иллюстрации. Леонид Строганов иллюстрировал «Короля Лира» Уильяма Шекспира, сонеты Франческо Петрарки, поэму Жака Делиля «Сады». На нынешней выставке представлена его серия литографий к «Книге пророка Исаии», которая вышла в издательстве «Вита Нова» в 2019 году.
В книге Исаия впервые ясно и четко говорит о пришествии Мессии – цитатами из этого библейского текста пронизано не только христианское богослужение, но и все богословие. Книга, входящая в Ветхий Завет, отличается невероятной силой образов. Обычно предпочитающий офорты художник в этот раз создал более 30 литографий.
«С одной стороны, литография позволила сохранить воздушность рисования и передать ощущение места – пустыни с ее песком, который распыляется на ветру, с другой – отразить глубину и драматичный сюжет книги – борьбу за выживание, за спасение своих земель. Печатная литография дает темные насыщенные тона, усиливая динамизм и эмоциональную напряженность. Поэтому поиск языка иллюстрации привел меня именно к ней».
Рассуждая о творческом поиске и бесконечном движении (кстати, так называется одна из выставочных гравюр), автор признается: «Я рассматриваю рисование как путешествие. Мне не интересно останавливаться на том, что я уже нашел, и заниматься самоповтором. Ведь тогда получается, что корабль твоего путешествия остановился – новых берегов нет. Я намеренно и порой насильственно бросаю себя в новые аспекты выражения, например, сейчас мне нравится писать маслом. Я не собираюсь оставлять графику, просто стараюсь найти себя в новых условиях. Это меняет подход и стиль».
Выставка графики Леонида Строганова продолжит работу до 15 сентября (Вологда, ул. Октябрьская, 13). Билет можно купить онлайн и в Доме Корбакова. Действует Пушкинская карта. 6+
Теги: ВОКГ, Леонид Строганов